English version

Архив номеров

Никишов Д.Е.

Название статьи:
Анализ доходной части бюджетов современных участников международного спортивного бизнеса

Аннотация:
Доходная часть бюджета профессиональной европейской или американской спортивной команды чаще всего формируется из пяти основных составляющих: средств, полученных от коммерческой продажи прав на телетрансляции; спонсорских поступлений; средств от продажи билетов; доходов от спортивных достижений; других коммерческих программ клуба.

Ключевые слова:
доходная часть бюджета профессионального спортивного клуба, продажа прав на телетрансляции, спонсорские поступления, технологии продаж билетов на спортивные мероприятия, генеральные спонсоры, рекламно-коммерческие туры, акции профессиональных спортивных клубов, нейминг, спортивные шоу.

Содержимое статьи:
Продажи прав на телетрансляции - одна из самых весомых доходных частей клубного бюджета, которая может достигать 50% всего дохода. В последние 15 лет массовое спортивное мероприятие стало хорошим товаром, способным приносить немалую прибыль. Лидером по доходности от продажи телевизионных прав являются американские лиги НФЛ, ГБЛ, НБА, НХЛ, европейская футбольная Лига чемпионов, мировое первенство по футболу. Так, из 50 телепередач, имеющих самый высокий рейтинг среди телезрителей США, более половины - спортивные. Телекомпании транслируют в год более 20 тыс. часов спортивных передач. Это и национальные, и более мелкие независимые телекомпании и станции, и кабельные каналы, и десятки региональных спортивных каналов. Разрешение профессиональным лигам продавать права на трансляцию по телевидению было принято Конгрессом США в 1961 г., и сегодня на приобретение прав на передачу тех или иных соревнований телеканалы тратят более 5 млрд. долл. в год. По 5-летнему контракту с телеконцерном АВС & ESPN НХЛ получает за телеправа 600 млн. долл. Но интерес телеаудитории к хоккею неизменно растет. По данным канала АВС, матчи НХЛ смотрят более 2 млн. телезрителей. Английскую футбольную премьер-лигу смотрит 203 страны, а телевизионная аудитория за сезон составляет 2,7 млрд. чел. Телевизионная аудитория открытия Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г. составляла 3,3 млрд. чел. Следует заметить, что цена телевизионных прав растет с каждым годом. Выручка от продажи прав на телетрансляцию зимних олимпийских игр за последние 50 лет выросла в рекордные 24 000 раз. Если во время Олимпиады в 1960 г. в Скво-Вэлли в США доход от продажи прав был равен 50 000 долл., то уже на Олимпиаде в канадском Ванкувере в 2010 г. выручка составила более 1,2 млрд. долл. Если в 1987 г. Международная федерация футбола (ФИФА) продала лицензию на трансляцию матчей чемпионатов мира в Италии (1990), США (1994) и Франции (1998) в сумме за 255 млн. долл., то цена трансляции чемпионата мира 2010 г. выросла до 1,5 млрд. долл., т.е. более чем в 17 раз, с учетом того, что еще в большей степени выросла телезрительская аудитория. Данная статья дохода напрямую зависит от успешности выступления команды на спортивной арене. Чем лучше играет клуб, чем больше у него побед и достижений, тем выше интерес к нему у многочисленных болельщиков, а значит, и у телевизионных каналов. И наоборот. Так, провальное выступление немецкого футбольного клуба “Боруссия” (Дортмунд) на международной арене (в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА) в 2003-2004 гг. и слабые результаты, показанные командой во внутреннем чемпионате, привели к серьезным убыткам клуба, которые только за шесть месяцев игрового сезона составили около 30 млн. евро. Спортивные клубы, стремясь получить больший доход, стали использовать в последние годы так называемую политику “сегментации телевизионных прав”. Другими словами, реализуются сразу прямые трансляции, в то время как “нарезка” голов, повторы матчей, трансляции на зарубежные страны продаются еще и отдельно. Кроме того, пакет телевизионных прав продается теперь нескольким распространителям трансляции, помимо показа в прямом эфире и в записи матчи транслируются на экранах мобильных телефонов и через Интернет. У многих спортивных клубов мира в последние годы начали появляться собственные платные телевизионные каналы, на которых ежедневно готовятся свежие выпуски спортивных новостей, идут телевизионные трансляции и рекламные ролики. Это позволяет телезрителям постоянно быть в курсе событий жизни и деятельности своей команды и ее игроков, а клубам успешно привлекать новых спонсоров и рекламодателей, завоевывать новых болельщиков. Клубные телеканалы и собственные радиостанции есть у таких грандов мирового футбола, как “Барселона”, “Реал”, “Манчестер Юнайтед”, “Милан”, “Челси” и т.д. Для привлечения болельщиков из разных стран программы этих каналов можно смотреть через спутник, они выходят на разных языках. Вторая часть доходов от спорта - спонсор- ские поступления. Для большинства профессиональных американских и европейских лиг и клубов, в отличие от многих восточноевропейских и российских, эта статья дохода - самая незначительная (около 10-15%). Тем не менее, работа со спонсорами у профессиональных спортивных команд и федераций ведется уже не один год и отработана до мелочей. Основные лица на этой арене - так называемые генеральные спонсоры. Это, как правило, крупнейшие компании различных сфер бизнеса. Так, генеральным спонсором одного из популярнейших и богатейших футбольных клубов Англии “Манчестер Юнайтед” на сегодняшний момент является американская страховая корпорация “AON”. В 2006 г. английский футбольный клуб (ФК) “Арсенал” подписал с одной из крупнейших авиакомпаний мира “Emirates Airline”” из ОАЭ рекордный контракт на 100 млн. евро, действующий до 2012 г. Титульным спонсором английского футбольного клуба “Челси” с 2005 г. является компания “Samsung Electronics”. Пятилетний контракт был оценен в 50 млн. фунтов. Решение о сотрудничестве было принято с целью упрочить положение компании в области телекоммуникационных технологий на рынке Европы. Уже в июле 2009 г. по обоюдному согласию было принято решение продлить действия данного соглашения. По информации официального сайта клуба, сумма сделки была увеличена, но точные цифры не называются1. Не отстает от лидеров и английский футбольный клуб “Ливерпуль”, первым из британских профессиональных клубов разместивший логотип своего спонсора на футболке. Это произошло в 1979 г., когда “Ливерпуль” подписал спонсорское соглашение с японской компанией “Hitachi”. “Ливерпуль” поставил рекорд по продолжительности спонсорского соглашения в английском футболе: в течение семнадцати лет с 1993 по 2010 г. титульным спонсором клуба была датская пивоваренная компания “Carlsberg”. По этому соглашению “Ливерпуль” получал в год от “Carlsberg” 7,2 млн. фунтов2. Интересно, что на стадионе клуба “Ливерпуль” во времена активного сотрудничества с компанией “Carlsberg” даже все мусорные урны были выполнены в форме пивных банок с логотипом одноименного пива спонсора. В 2010 г. “Ливерпуль” договорился с новым титульным спонсором - международным банком “Standard Chartered”. Согласно этому соглашению, которое было подписано на четыре года, клуб получит за этот период 80 млн. фунтов за размещение на своих футболках логотипа банка3. Реклама с логотипами спонсоров, как правило, размещается на майках игроков, на рекламных щитах на стадионах, в комнатах для пресс-конференций и т.п. Компания “Bwin”, к примеру, ежегодно выделяет 24 млн. евро мадридскому “Реалу”, что составляют 5 % годового бюджета компании. Компания “New Holland Fiat Group” платит ФК “Ювентус” около 11 млн. евро, а “Pirelli” перечисляет ФК “Интер” около 7 млн. евро в год. В последние годы стала заметна тенденция прихода в спортивный бизнес и участия в нем в качестве спонсоров ряда компаний, занимающихся азартными играми. Так, помимо компании “Bwin”, основным спонсором ФК “Севилья” является компания “888.com”, а барселонский “Эспаньол” в 2009 г. подписал рекламный договор с букмекерской конторой “Interwetten”. Компания “Bwin” является также спонсором чемпионата мира по кольцевым мотогонкам и Европейской баскетбольной лиги FIBA. Основными спонсорами и партнерами команды “Феррари” в соревнованиях “Формулы-1” являются компании: “Shell”, “Bridgestone”, “Fiat”, “IVECO”. Отметим также следующую тенденцию: некоторые корпорации выступают спонсорами сразу нескольких клубов одного и того же вида спорта, порой конкурирующих и выступающих в одном чемпионате. Так, компания “Bwin”, будучи спонсором испанского ФК “Реал”, является еще и спонсором итальянского ФК “Милан” и немецкого ФК “Бавария”.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.