English version

Архив номеров

Тюрин Н.М.

Название статьи:
Развитие пенсионного страхования России на современном этапе

Аннотация:
В статье рассматриваются основные этапы развития пенсионного страхования России на современном этапе, выявляются преимущества и недостатки финансирования пенсионной системы через субсидии Пенсионному фонду РФ. На основе анализа результатов, которые были достигнуты при переходе на распределительно-накопительную систему обязательного пенсионного страхования, делаются выводы о финансовой устойчивости пенсионной системы и о результатах современного этапа пенсионной реформы России.

Ключевые слова:
пенсионное страхование, пенсионная реформа России, социальные гарантии, единый социальный налог, финансовая устойчивость пенсионной системы.

Содержимое статьи:
В соответствии с базовыми страховыми принципами, на реализацию которых и была направлена вся пенсионная реформа, основная функция пенсионной системы заключается в сохранении и ресурсном обеспечении государственных пенсионных обязательств. В связи с этим главной особенностью создаваемой в Россий- ской Федерации пенсионной модели является признание существования пенсионных обязательств перед застрахованными лицами - будущими пенсионерами и, таким образом, денежного исчисления всего объема пенсионных страховых возмещений, а не только той их части, которая предъявлена к возмещению современным поколением пенсионеров. На формирование такой модели была направлена принятая Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. Программа пенсионной реформы. Августовские кризис 1998 г. резко снизил актуальность накопительного и условно-накопительного подходов к реформированию пенсионной системы. Конфликт между различными группами интересов, представлениями о механизмах дальнейшего социально-экономического развития России, а также сложившиеся условия в России не позволили довести до логического конца ни предложения, изложенные в Концепции 1995 г., ни мероприятия, предусмотренные Программой 1998 г. В ходе разработки новой правительственной программы в 2000 г. были одобрены и стали приобретать первые конкретные очертания накопительные принципы пенсионной реформы. В данном документе предполагалось, что основу социальной политики государства в сфере распределения и потребления составляет гарантированный минимум жизненных благ. Поэтому в новой пенсионной системе единая базовая пенсия должна выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработной платы будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить равные возможности пенсионного обеспечения для разных возрастных когорт ныне работающих граждан. С вступлением в силу 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса Российской Федерации вводится единый социальный налог (ЕСН), заменивший ранее применявшийся порядок уплаты страховых взносов на социальное страхование и обеспечение в государственные социальные внебюджетные фонды. Устанавливается регрессивная шкала налогообложения. При этом 1%, уплачиваемый самим работником, был включен в состав подоходного налога, ставка которого увеличена с 12 до 13%. Это означало, что Пенсионный фонд Российской Федерации будет получать средства не по ставке 28,4% (как в 2000 г.), а около 25,7%. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты ЕСН возложен на налоговые органы. Указанный порядок и размеры ставок страховых взносов для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии, размер которых должен дифференцироваться в зависимости от возраста застрахованных, распространяется примерно на 51 млн. работающих по найму граждан и 13,5 млн. самозанятого населения, что составляет более 74% всего трудоспособного населения страны1. Тариф страховых взносов устанавливается с применением регрессивной шкалы по аналогии с регрессивной шкалой, применяемой для взимания ЕСН. При этом устанавливается пороговый предел, с которого начинается снижение тарифа ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Принципиальные изменения произошли в подходах к обязательному пенсионному страхованию индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним категорий. Вместо уплаты страховых взносов с дохода за вычетом расходов на его извлечение, как это предусматривалось ранее действовавшим законодательством, для индивидуальных предпринимателей введена фиксированная сумма платежа страхового взноса. Налогоплательщики наряду с ЕСН обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые являются вычетом из сумм ЕСН, поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Причем доля ЕСН, ранее собираемая и зачисляемая в Пенсионный фонд Российской Федерации, теперь поступает в федеральный бюджет и оттуда выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии. Структура трудовой пенсии претерпела принципиальные изменения. С одной стороны, она упростилась, так как в размер пенсии более не входят никакие надбавки, повышения, доплаты и компенсационные выплаты, а с другой стороны, усложнилась, поскольку пенсия складывается из нескольких частей. При этом снижение ставки замещения распределительной части пенсионной системы планируется компенсировать ростом ставки замещения по накопительному компоненту. Новый порядок определения трудовой пенсии принципиально отличается от действовавших правил. Размер трудовой пенсии по старости определяется суммированием ее базовой, страховой и накопительной частей. Поскольку новая система является смешанной, постольку главная задача - согласовать структуры различных компонентов. Однако ранее выданные государственные обязательства гражданам создают существенные трудности при определении реальных пенсионных прав граждан. Поэтому важнейшей проблемой пенсионной реформы было сохранение ранее приобретенных прав на пенсию, связанных с имеющимся трудовым стажем и заработком, с которого отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Во избежание конфликта пенсионные права нынешних пенсионеров, а также вновь выходящих на пенсию, сформированные по состоянию на 1 января 2002 г. конвертируются в пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты. Данный капитал фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц в форме расчетного пенсионного капитала - финансовых обязательств по выплате пенсий в течение ожидаемого периода ее выплаты. В пользу формирования обязательных накопительных пенсионных подсистем их сторонники приводили множество аргументов, в частности: их высокую эффективность, повышение гибкости рынков труда, увеличение занятости, рост рынков капиталов и инвестиций. Идеальной формой пенсионной системы стали считать повсеместный и массовый переход к накопительной пенсии. Уязвимость накопительных частных пенсионных фондов состоит в том, что главным финансовым инструментом их деятельности в большинстве случаев является рынок государственных ценных бумаг, который, по сути, представляет собой государственные долговые обязательства2. Формирование пенсионного института обязательного накопительного страхования вызывает потребность в привлечении расходов, нагрузку по которым должны нести молодое и среднее поколение. Кроме того, формирование накопительных пенсионных систем сопряжено с наличием различных видов финансовых и организационных рисков. Специалисты-актуарии Международной организации труда считают3, что применение обязательных накопительных пенсионных планов целесообразно в ограниченных масштабах для работников с заработной платой, значительно превышающей средний уровень, и должно преследовать прежде всего цели социального обеспечения застрахованных. Трансформация пенсионных систем в сторону их разгосударствления требует проведения большой подготовительной работы, наличия эффективных механизмов регулирования национальных систем заработной платы, развитых рынков труда и финансов, создания выверенных международной практикой страховых институтов. При введении ЕСН не была учтена различная экономическая природа налогов и страховых взносов. Налог - это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.