English version

Архив номеров

Федорова В.В.

Название статьи:
Формирование стратегии развития промышленного предприятия на основе франчайзинга

Аннотация:
Статья посвящена франчайзингу - одному из эффективных и надежных методов организации и развития бизнеса с минимальными потерями и рисками. Автором даются различные точки зрения относительно сущности франчайзинга, преимуществ внедрения, его основных видов, в частности сущности производственного франчайзинга. Проанализирована нормативно-правовая база и проблемы развития франчайзинга в Российской Федерации. Рассмотрен процесс внедрения франчайзинга на производственном предприятии.

Ключевые слова:
франчайзинг, промышленное предприятие, стратегия развития.

Содержимое статьи:
Экономический кризис, возросшая конкуренция производителей, постоянно меняющиеся условия хозяйствования, изменения на рынке спроса и предложения диктуют необходимость быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. В зависимости от поставленных стратегических целей и рыночных условий промышленным предприятием используются те или иные формы и методы стратегического планирования. Главными целями стратегической программы развития производственного предприятия служат поднятие и развитие производства, увеличение мощностей и технологического уровня. Для достижения поставленных целей и в условиях ограниченности ресурсов руководство предприятия сталкивается с выбором и формированием оптимальной стратегии развития производственного предприятия. Одним из эффективных и надежных методов организации и развития бизнеса с минимальными рисками и потерями является франчайзинг. В экономической и юридической литературе встречается много различных точек зрения относительно понятия “франчайзинг”. Так, Я. Живов обозначает франчайзинг как организацию ведения бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому лицу (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании1. В.В. Панюкова определяет франчайзинг как систему контрактных отношений, при которой одна сторона - франчайзер - на определенных условиях передает право другой стороне - франчайзи - использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения собственного дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности2. Согласно нормам Международной ассоциации франчайзинга, франчайзинг представляет собой систему перманентных отношений, устанавливаемых между франчайзером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение интересов. Гражданское законодательство коммерческую концессию, или франчайзинг, определяет как форму ведения бизнеса, при которой одна сторона (франчайзер или правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи или пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя (франчайзи) комплекс принадлежащих правообладателю (франчайзеру) исключительных прав, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)3. О многообразии сфер применения франчайзинга достаточно полное представление дает классификация этих видов. В соответствии с функциональным назначением и особенностями организации предпринимательской деятельности различаются несколько разновидностей франчайзинга. Наибольшее распространение в мире получили торговый и сервисный франчайзинг. Производственный франчайзинг практикуется реже и стоит несколько особняком от других разновидностей франчайзинга. Е. Ленц под производственным франчайзингом понимает передачу прав на производство товаров по запатентованной технологии4. Франчайзер в этом случае выступает в роли обладателя патента, а франчайзи - производителя товара.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.