English version

Архив номеров

Богуславская С.Б.

Название статьи:
Разработка, внедрение и функционирование системы сбалансированных показателей на предприятии

Аннотация:
В статье предложен алгоритм становления системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана. Рассмотрены особенности основных стадий разработки и внедрения системы. Приведены примеры работы с предприятиями на различных этапах.

Ключевые слова:
сбалансированная система показателей, стратегия, ключевые показатели эффективности, мотивация.

Содержимое статьи:
В деятельности современных предприятий все больше внимания уделяется нематериальным активам - таким, как человеческие способности, удовлетворенность потребителей и работников. На конкурентоспособность оказывают влияние и сроки: чем короче производственный цикл или время от заказа до поставки товара или услуги, тем она выше. Четкое понимание стратегических целей и условий их достижения также имеет немаловажное значение. Потребность в учете всех этих и других факторов привела к пересмотру традиционных систем анализа и планирования. В 1990-х гг. были предложены различные варианты новых систем1. Наибольшую популярность получила Balanced Scorecard (BSC) или система сбалансированных показателей (ССП), предложенная в рамках исследования по поиску новых альтернативных методов измерения эффективности, базирующихся на нефинансовых показателях, проводимого компанией Norlan Norton Institute. Исследование возглавляли директор Norlan Norton Institute Дэвид Нортон (ныне - руководитель Balanced Scorecard Collaborative) и Роберт Каплан - профессор Harvard Business School - научный консультант проекта. Участниками проекта являлись менеджеры крупнейших компаний, представляющие различные области деятельности2. ССП - система показателей, всесторонне оценивающих деятельность предприятия; в отличие от других систем, она предполагает не только и не столько оценку деятельности, сколько постановку целей, выбор факторов, влияющих на их достижение и оценку. Система включает в себя четыре составляющие: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, инфраструктура. Важной особенностью является взаимосвязь целей предприятия и измеряющих их показателей, учет влияния друг на друга как в рамках одной проекции, так и между ними. Построение сбалансированной системы показателей включает в себя несколько этапов3, среди которых: 1. Анализ деятельности предприятия, изучение основных показателей, места на рынке, взаимоотношений с контрагентами и пр. 2. Анкетирование и интервьюирование владельцев и руководителей предприятия на предмет понимания стратегии компании. Разработка единой стратегии предприятия и стратегических карт. 3. Выбор показателей для каждой составляющей ССП компании. Составление ССП подразделений и определение ключевых показателей эффективности (КПЭ) каждого работника (должности). 4. Внедрение, корректировка и пересмотр ССП. Этапы различны по своей продолжительности, что зависит от рода деятельности предприятия, его состояния на данный момент, а также готовности сотрудников к возможным изменениям. Последний этап проводится с определенной периодичностью в течение всего срока деятельности компании на базе ССП. Представим разработанные автором основные стадии построения системы сбалансированных показателей.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.