English version

Архив номеров

Муковенков А.Ю.

Название статьи:
Модернизация инфраструктурных объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства

Аннотация:
В статье рассматриваются и систематизируются различные виды инфраструктуры, а также возможности использования различных форм государственно-частного партнерства для инвестирования в модернизацию и развитие таких объектов.

Ключевые слова:
модернизация, государственно-частное партнерство (ГЧП), инвестиции, инфраструктура, развитие социальных проектов, транспорт, дороги, финансирование.

Содержимое статьи:
Привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли экономики России в современных условиях становится стратегическим направлением государственной экономической политики. В данной ситуации объективно возникает необходимость привлекать средства из частного сектора, объединяя их с государственными ресурсами. Такой симбиоз полезен для обеих сторон. Бизнесу удобно, что государство оплачивает вложения инвестора, в том числе и в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счет налоговых поступлений государства с учетом оговоренного ранее процента. Основной формой такого взаимодействия частного и государственного капиталов становится государственно-частное партнерство (ГЧП). В мире существует довольно большое количество различных видов ГЧП, и эти конструкции могут существенно различаться в зависимости от страны. На самом деле, концепция ГЧП развивается сама собой в каждой отдельно взятой стране по-своему. В некоторых странах есть государственные органы, занимающиеся деятельностью ГЧП (например, в Нидерландах), другие создают эти органы для определенных случаев (например, в Великобритании), третьи же передают этот пласт работы непосредственно государству в целом или региональным органам управления (например, в Австралии и США). Чили же налаживает отличную систему, ориентированную, в частности, на выставление на торги франшизы. Во Франции также имеется законодательная база относительно частных концессий ГЧП (delegation de service), которая заметно отличается от аналогичной конструкции в английском праве. Очевидно, что ГЧП вовлекает две (или более) стороны, и, по крайней мере, одна из сторон должна представлять государство на тех или иных уровнях. В то же время, каждая из сторон должна быть независима, способна проводить переговоры, а также заключать договоры от своего имени. Все стороны обязаны взять на себя организационные обязательства, будучи связанными узами партнерства. Партнерства должны быть прочными и реляционными. Важной чертой ГЧП является их неиерархический характер. В рамках партнерства власти и бизнеса неиерархичность выражается в том, что они являются отношениями, основанными на паритете, равенстве прав и ответственности участников друг перед другом и перед законом. Развитие ГЧП в мире можно разделить на три стадии. Многие государства все еще находятся на первой стадии развития ГЧП, включая разработку стандартов и законодательной базы для ГЧП, создание прозрачных и привлекательных для части базовой системы государственных закупок и контрактов. Участники, находящиеся на этих этапах, стремительно пытаются создавать ГЧП без глубокого понимания, как их реализовывать, тем самым подвергая себя и своих партнеров риску повторения ошибок, которые проходили на ранней стадии развития ГЧП в других странах. Во избежание подобных ошибок страны, находящиеся в начале развития ГЧП, могут использовать опыт, накопленный странами, уже прошедшими этот путь: Великобританией в области строительства школ, больниц и военной инфраструктуры; Австралией и Ирландией в области дорожного строительства, Нидерландами в области строительства муниципального жилья.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.