English version

Архив номеров

Хамидуллин А.В.

Название статьи:
Экономическое содержание и факторы повышения конкурентоспособности коммерческого банка в экономике региона

Аннотация:
В статье представлены основные современные подходы к нерешенным проблемам создания и поддержки управления конкурентоспособностью российских банков в современных условиях. Одним из важных инструментов повышения конкурентоспособности банка является изменение его приоритетов, среди которых первое - внимание к интересам клиентов. Положительный опыт американской и европейской банковской политики важно использовать в современной российской региональной экономике.

Ключевые слова:
коммерческий банк, конкурентоспособность, экономика региона.

Содержимое статьи:
С точки зрения экономического содержания, понятие “конкуренция” - это постоянно действующий процесс состязательности предприятий различных форм собственности за более полную реализацию своих частных интересов на конкретном рынке. В российской экономической науке методологические подходы к изучению вопросов экономического содержания конкуренто- способности коммерческих банков - раскрытия сущности, анализ факторов, определяющих их региональную специализацию и концентрацию филиальной сети и капиталов, разработки критериев индикаторной оценки региональных конкурентных преимуществ банков, направлений их развития - находятся в стадии изучения и остаются все еще недостаточно разработанными. Определение понятия конкурентоспособности экономики коммерческого банка базируется на теории конкуренции предприятий, понимаемой, по мнению авторов немецкого экономического словаря, “…как соревнование между предприятиями, которые поставляют товары на один и тот же рынок”1. Здесь исследователи из Германии отождествляют конкурентоспособность между предприятиями и между регионами и рассматривают только внутриотраслевую конкуренцию, что неправомерно, на наш взгляд. Классическое определение конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) - “борьба всех против всех”- принадлежит Ф. Энгельсу, и такой подход остается базовым при рассмотрении сущности конкуренции как экономического и управленческого явления в аспекте рыночной деятельности любого хозяйствующего субъекта - товаропроизводителя или коммерческого банка. Современные исследователи - М. Гельванов- ский, В. Жуковская, И. Трофимова, Н. Чертко - подчеркивают, что “конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. Нельзя всерьез рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность отрасли или предприятия, если в стране не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера. В этой связи можно уверенно утверждать, что главный из рассмотренных выше уровней обеспечения конкурентоспособности - макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень - уровень регионов (на котором формируются перспективы развития банковской отрасли или финансово-промышленных групп - корпораций), охватывающий группу предприятий различных отраслей. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества”2. По справедливому мнению Я.В. Трофимовой, “конкурентоспособность - экономическая категория, характеризующая положение объекта относительно объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенные показатели (индикаторы)”3. Наиболее удачная трактовка конкуренции и конкурентных отношений принадлежит профессору А.Ш. Хасановой. По ее определению, “конкуренция как экономическая категория выражает отношения между участниками общественного производства по поводу соперничества в достижении наилучших результатов с оптимальными затратами”4. На наш взгляд, такой подход в политэкономическом аспекте достаточно широко раскрывает сущность конкуренции, открывает дальнейшие возможности для исследования конкурентоспособности как экономической категории конкуренции, подчеркивая при этом ее относительность - “между участниками” и превосходство - “наилучших результатов”. В свою очередь, конкурентные отношения А.Ш. Хасановой определяются как “соперничество между ее участниками при любой форме кооперации труда, поскольку существуют объективные различия общественной природы человека как фактора производительных сил”. При этом процесс конкуренции “основывается на различии затрат труда в производстве продукции различными товаропроизводителями”5. Таким образом, данное толкование термина “конкуренция” позволяет полнее раскрыть экономическое содержание конкурентных отношений хозяйствующих субъектов. Современные концепции западной экономической мысли содержат различные подходы к трактовке экономического содержания конкурентоспособности. Например, М. Портер предлагает отказаться от термина “конкурентоспособная страна”. “Главная цель государства в экономике - обеспечить своим гражданам достаточно высокий и повышающийся уровень жизни. Способность государства сделать это зависит не от какого-то аморфного понятия “конкурентоспособность”, а от того, насколько продуктивно используются национальные ресурсы - труд и капитал. Продуктивность выражается в стоимости отдачи от единицы труда или капитала. Она зависит как от качества и характеристик продуктов (этим определяется цена, которую могут назначить), так и от эффективности, с которой такие товары производятся. В конечном счете продуктивность - главная определяющая уровня жизни в стране, поскольку в ней - основной источник дохода на душу населения. Продуктивность людских ресурсов определяет их заработную плату, а продуктивность использования капитала - доход, которые получают его владельцы. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов”6. Таким образом, современный классик теории конкуренции М. Портер рассматривает ее экономическое содержание как рост производительности труда и применяемого капитала, повышение эффективности использования факторов производства. Его подход построен на том, что регион (территория) не является товаропроизводителем, соответственно, регионы-города и страны не могут конкурировать между собой, это делают предприятия-корпорации - владельцы товаров и услуг, в том числе и коммерческие банки. Международные экономические организации, такие как Всемирный экологический форум, Мировой банк, оценивают конкурентоспособность экономики страны по 330 критериям, выделяя ряд определяющих факторов, таких как: · совокупная мощь страны (экономический потенциал); · интернационализация (степень участия в международной торговле и инвестиционных потоках); · правительство (стимулирующая роль государства); · финансы (функционирование рынка капиталов и качество финансовых услуг); · инфраструктура (соответствие ресурсов базовым потребностям бизнеса); · наука и технология (потенциал и результативность НИОКР); · люди (численность и качество трудовых ресурсов). Конкурентоспособность экономики страны определяется, таким образом, как результат взаимодействия перечисленных факторов, особенностей хозяйственно-политической среды, организационных способностей и эффективности механизма функционирования экономики, ее хозяйствующих субъектов. Представляет интерес современный японский подход к конкуренции - “как любовь к покупателю”. Не нужно ни с кем бороться, а нужно больше любить своего клиента-потребителя. Таков новейший подход компании “Тойота”. Тот факт, что “Тойота” стала в 2007 г. мировым лидером продаж автомобилей, обогнав “Дженерал Моторс” по объемам реализации, подтверждает правильность выбранной ими стратегии и подходов в конкурентной борьбе.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.