English version

Архив номеров

Кузьмина Н.М., Кравец А.А.

Название статьи:
Проблемы управления кадровым потенциалом лечебно-профилактических учреждений в условиях реформирования системы здравоохранения

Аннотация:
Улучшение качества медицинского обслуживания и эффективности национальной системы здравоохранения в рамках концепции здоровья в России до 2020 г. требует разрешения сложных проблем управления персоналом потенциальных лечебных и профилактических учреждений.

Ключевые слова:
реформирование здравоохранения, профилактика, выявление и предупреждение осложнений, общее оздоровление населения, проблемы управления кадровым потенциалом.

Содержимое статьи:
Современная ситуация в здравоохранении РФ предполагает проведение преобразований в технологиях управления кадровым потенциалом. Основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента. Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г. определяет основные его цели: · прекращение к 2011 г. убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. чел. к 2020 г.; · увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет; · снижение общего коэффициента смертности до 10 (т.е. в 1,5 раза по отношению к 2007 г.); показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.); показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.); · формирование здорового образа жизни населения; · повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации. Концептуальными задачами развития здравоохранения являются: · создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни; · переход на современную систему организации медицинской помощи; · конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; · создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий; · улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования; · повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду; · развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, в том числе информатизации. Достижение целей, обозначенных Концепцией, сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможны лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни. Для формирования здорового образа жизни необходимо совершенствовать образование и воспитание населения, особенно детей, подростков, молодежи, обучение соблюдению правил гигиены труда, учебы и отдыха, режима и структуры питания; создать эффективную систему мер по борьбе с вредными привычками; пропагандировать здоровый образ жизни и участие в профилактических мероприятиях, сформировать “моду” на здоровье, особенно среди подрастающего поколения; мотивировать работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхование путем стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни. Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, будут осуществляться в два этапа. На первом этапе (2009-2015) будет разработана система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни, обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, направленных на снижение потребления табака и алкоголя, на оказание медико-профилактической помощи населению сначала в “пилотных” регионах, затем на всей территории Российской Федерации. На втором этапе (2016-2020) планируется выйти на эффективный объем мероприятий для постепенного увеличения потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. Реформирование системы здравоохранения России требует переориентации медицинского персонала с лечения пациентов на пропаганду здорового образа жизни, профилактику и раннее выявление заболеваний. В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения показателей по всем основным классам заболеваний внутренних органов во всех регионах страны. Это связано с непопулярностью здорового образа жизни, инфантилизмом населения, увеличением положительного сальдо миграции, низкой гигиенической культурой и, как следствие, с изменением социально-бытовых условий существования. Резкое увеличение распространенности вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, низкая двигательная активность, неправильное питание) приводит к увеличению количества заболеваний, большинство из которых можно было предупредить, изменить ситуацию можно только при повышении общей грамотности населения. Здоровье человека определяется на 50% его образом жизни и только на 10% зависит от уровня развития медицины. Необходимо воспитать ответственность за сохранение и укрепление здоровья. В такой ситуации основной задачей врача является формирование у населения навыков здорового образа жизни, поэтому необходимо обратить внимание на обучение населения, закрепленного за лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ), и пациентов трудоспособного возраста; охватить, по возможности, обучением всех, склонных или страдающих гипертонической болезнью и ишемической болезнью сердца (ИБС); повысить мотивацию к здоровому образу жизни. Низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы “скорой медицинской помощи” привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного звена в системе охраны здоровья населения.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.