English version

Архив номеров

Артеменко Д.А.

Название статьи:
Налоговое администрирование и консультирование налогоплательщиков в механизме предупреждения оппортунистического поведения

Аннотация:
Совершенствование налогового законодательства в сторону ликвидации дефектов правовых норм сопровождается в России фактическим ограничением прав налогоплательщиков, что обостряет проблему эндогенного оппортунизма. Разрешение диалектического конфликта интересов возможно при помощи института профессиональной независимой медиации, предполагающего взаимодействие между налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами на принципах сотрудничества и конструктивного диалога.

Ключевые слова:
налоговое законодательство, налоговые органы, налогоплательщики, налоговые консультанты, эндогенный оппортунизм.

Содержимое статьи:
Диалектическое противоречие субъектов налоговой системы представляет собой важную научную проблему. Суть проблемы заключается в том, что государство полностью может влиять только на нижнюю границу пределов оптимизации налоговых платежей, налогоплательщик - только на верхнюю. При этом оба субъекта заинтересованы во влиянии на независящие от них границы, что обусловлено различием целей: фискальной и стимулирующей со стороны государства и максимизирующей уровень доходов за счет снижения налоговых платежей - со стороны плательщика. Разрешение указанного диалектического противоречия в налоговых спорах ведется во встречных направлениях: со стороны налогоплательщиков обеспечивается привлечение компетентных независимых специалистов, со стороны Федеральной налоговой службы России создаются подразделения взаимодействия с налогоплательщиками. Публично-частный характер налоговых правонарушений определяет направления возможных мер их предотвращения, включающих в себя не только активизацию деятельности налоговых органов и улучшение экономико-правовых условий функционирования налоговой системы, но и создание условий формирования сознания добросовестного налогоплательщика. Сложная система налогообложения и большое количество спорных арбитражных дел по налоговым вопросам на фоне значительных административных, финансовых и уголовных санкций за нарушение налогового законодательства определяет потребность в услугах, направленных на минимизацию налоговых рисков. Подобные услуги могут оказываться как налоговыми органами, так и независимыми лицами. Во многих странах мира внедрены стандарты взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов, впервые предложенные Организацией экономического сотрудничества и развития в 2003 г. Повышенное внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, которое достигается за счет отлаженного аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью; доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом; введения доступных для понимания правил налогообложения.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.