English version

Архив номеров

Гретченко А.А.

Название статьи:
Роль государства на пути к инновационной экономике

Аннотация:
В статье рассматривается возрастающая роль государства в условиях обобществления капитала, необходимость введения в рыночную экономику элементов государственного регулирования с целью обеспечения наиболее высоких результатов в экономической деятельности и существенного ослабления негативного влияния кризисов на отечественную экономику.

Ключевые слова:
государственные регуляторы, модернизационный потенциал, идеология модернизации, идеология развития, процессе бифуркации.

Содержимое статьи:
Мировой экономический кризис вновь обострил перед мировым сообществом проблему цикличности экономического развития в рыночной экономике и роли государства в преодолении кризисов. Экономический рост происходит за счет создания и использования новых технологий (техники, способов), которые в период кризиса не только противостоят ему, но и закладывают фундамент для посткризисного развития. Опыт мирового сообщества свидетельствует о том, что страны, которые в период кризиса заботятся о будущем развитии своей национальной экономики, оказываются после выхода мировой экономики из кризиса в выигрыше по отношению к тем, что заботятся только о собственном выживании. При этом в конкурентной борьбе выиграют те, кто в состоянии создавать новые технологии и быстрее реализовывать их в конкретном новом инновационном продукте. Со времени первого промышленного кризиса и на протяжении последующих более 150 лет противоречия в механизме воспроизводства разрешались автоматически (при всем многообразии происходивших кризисов) за счет притока новых инвестиций, обновления основного капитала, снижения издержек производства и цен, повышения качества продукции. Все это позволяло рыночной экономике переходить от цикла к циклу на более высокие уровни развития. На основе изучения мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. английский экономист Дж. М. Кейнс доказал, что рыночная экономика в этих условиях не может саморегулироваться1. Поэтому существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики должно государственное регулирование. За последние десятилетия это положение получило дополнительное подтверждение, хотя характер экономических кризисов претерпел существенные изменения, что связано с интернационализацией производств и изменением структуры рынков. В настоящее время рыночная экономика уже не в состоянии автоматически справиться с порождаемыми ею же проблемами, в том числе избавиться от предшествующего производственного аппарата. В связи с этим вмешательство государства в условиях огромного обобществления капитала и труда неизбежно. А это в свою очередь требует введения в рыночную экономику элементов государственного регулирования: систем прогнозирования, планирования, налоговых регуляторов, государственных программ занятости населения и других составляющих антикризисных программ (понижение учетной ставки, расширение государственных заказов частным компаниям, введение государственных лизинговых схем и др.). Двухсотлетний мировой опыт свидетельствует, что повторяющаяся цикличность экономического развития - постоянное явление рыночной экономики, которая развивается как нестабильная динамическая система, находящаяся перманентно в процессе бифуркации. Поэтому меры государственного регулирования должны быть адекватными происходящим в экономике изменениям и применяться своевременно. Заметим, что в точке бифуркации государство может изменить траекторию развития и в этот период как никогда необходимы мониторинг происходящих в экономике процессов и обеспечение эффективных обратных связей, позволяющих воздействовать на желаемое изменение основных экономических показателей. В данном отношении показателен опыт государств, которые стали строить экономику смешанного типа, активно вводить в рыночную экономику элементы государственного регулирования (США, Китай, Япония, Финляндия и др.), добившись в связи с этим наиболее высоких результатов в экономической деятельности и существенно ослабивших негативное влияние кризисов на свою национальную экономику. Напротив, Россия пока не вошла в число таких стран, хотя имеет большой советский опыт государственного регулирования отечественной экономики. Повышение роли государства в современной рыночной экономике отмечается многими экономистами2, но оно имеет и негативный аспект. Государство, как регулятор, обладает определенной инерционностью. Однако фактор времени не учитывается во многих экономических исследованиях и о нем нередко забывают на практике, что порождает несвоевременные, а отсюда и неэффективные решения. Так, принятые в период уже разразившегося мирового финансового кризиса Правительством РФ антикризисные меры оказались несколько запоздалыми и не вполне адекватными сложившимся в стране условиям. Государственная поддержка оказывалась в первую очередь организациям банков- ской сферы в ущерб организациям реального сектора экономики, что привело к падению роста ВВП и повышению уровня безработицы в стране. Еще в середине 2009 г. эксперты ООН3 прогнозировали сокращение реального роста ВВП России в 2009 г. до отрицательного показателя - минус 6%, а уровня безработицы к концу года до 12%. При этом отмечалось, что “это весьма необычно, поскольку Российская Федерация имела лишь небольшое число “токсичных” активов в разгар кризиса, большое положительное сальдо баланса по текущим платежам и весьма крупные международные валютные резервы, незначительный государственный долг и большой профицит бюджета”. Фактическое снижение ВВП в 2009 г. - минус 7,9%, рост безработицы - 48,9%4. В данной связи Президентом России Д.А. Медведевым была поставлена задача о всесторонней модернизации всех сфер жизнедеятельности страны. Вместе с тем возникает вопрос: что понимается под модернизацией экономики? Модернизация - это введение в любую систему чего-то нового, каких-то новых элементов, которые созданы или уже имеются (существуют) в других аналогичных системах. При этом сама модернизируемая система при введении новых элементов улучшается, но функционально не перестраивается. Для национальной экономики понятие “модернизация” не является конкретным и исчерпывающим, так как модернизировать и улучшать можно не бесконечно. Всегда имеются пределы модернизации любой системы (модернизационный потенциал), исчерпание которых потребует обеспечить неотложный переход к принципиально новому. По существу, модернизация - это система мер по преодолению технологического отставания России от развитых стран Запада. Как отмечает М.В. Рац, “господствующая у нас линия на модернизацию как по смыслу слова, так и по сути обозначает движение вдогонку за лидерами, держателями образцов современности, модерна. В отличие от этого инновационная деятельность предполагает создание образцов современности и соответственно встраивается не в идеологию модернизации, а в идеологию развития”5. В идеологию развития системно встраивается провозглашенный в “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”6 переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, связанный с формированием нового механизма национальной конкурентоспособности. При этом модернизация отдельных приоритетных отраслей и направлений развития науки, техники и технологий может включаться в качестве составных элементов в инновационную стратегию социально-экономического развития. Такой переход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по многим направлениям с определением конкретных критериев и показателей развития по каждому из этапов, которые зафиксированы в Концепции (см. таблицу). Как видно из таблицы, за относительно короткий срок требуется пройти значительный путь в инновационном развитии экономики России. Такая цель может быть достигнута только при осуществлении конкретной системы практических действий всех органов власти, всего российского общества. Следует отметить, что за последние 15-20 лет решения об инновационном развитии экономики, базирующейся на постоянно обновляемых технологиях, принимались в России неоднократно7, но они не выполнены. Это свидетельствует о том, что в стране либо имеются силы, тормозящие развитие по данному пути, либо не установлен эффективный контроль за выполнением принимаемых решений, а следовательно, не обеспечивается необходимая управляемость со стороны государства.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.