English version

Архив номеров

Силенов М.А.

Название статьи:
Программы повышения качества авиационной техники

Аннотация:
В данной статье представлен механизм формирования программ повышения качества авиационной техники. Предложена система показателей оценки качества авиационной техники, и проведен расчет уровня качества, уровня конкурентоспособности, потенциала повышения качества отечественной авиационной техники. Сформирована цель программы повышения качества самолета Ту-334, предложены сценарии реализации программы, и определены эффекты от их реализации.

Ключевые слова:
уровень качества, уровень конкурентоспособности, потенциал повышения качества, коэффициент приоритетного управленческого воздействия, программно-целевое планирование (ПЦП), сценарии программы.

Содержимое статьи:
Растущий спрос на воздушные перевозки, а также необходимость в обновлении парка гражданской авиатехники России увеличивают емкость рынка авиационной индустрии, что делает его привлекательным для всех его участников: авиакомпаний, производителей, финансово-кредитных учреждений, лизинговых компаний и др. Кроме отечественных производителей авиационной техники, представленных воздушными судами семейства “Ту”, “Ан”, “Ил”, проектом SSJ и др., на данный рынок стремятся иностранные производители с известными брендами Airbus, Boeing, Bombardier, Embrier и др. Увеличение количества иностранных производителей на отечественном рынке авиационной техники позволяет российским авиакомпаниям обновлять парк воздушных судов и увеличивать количество направлений авиасообщений. Вместе с тем наблюдается снижение доли рынка отечественных производителей1, что, по мнению экспертов, связано с невысоким уровнем качества отечественных воздушных судов. Среди неудовлетворительных параметров качества можно выделить летно-технические характеристики, экологические характеристики, значительные сроки окупаемости воздушных судов, отсутствие возможности привлечения инвестиционных ресурсов на длительный срок, низкий уровень послепродажного обслуживания. Как представляется автору, приоритетными для управленческих воздействий остаются критерии, характеризующие срок изготовления воздушных судов и наличие развитых рыночных механизмов реализации воздушных судов. “Узкие места” качества становятся барьером на пути завоевания конкурентных позиций на рынке воздушных судов и требуют консолидации усилий и ресурсов на разработке комплекса действенных мер, выражающихся традиционно в виде соответствующих программ. Повышению качества воздушных судов уделяется много “внимания” как со стороны производителей, так и со стороны органов государственной власти различного уровня. В настоящее время в Российской Федерации приняты и реализуются несколько десятков программ развития авиационной индустрии различного уровня, среди которых можно выделить федеральную целевую программу “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года”, программу “Развитие малой авиации Воронежской области на 2007-2011 годы”, Подпрограмму развития граждан- ской авиации на 2006-2010 годы”, республиканскую целевую программу “Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы” и др. Эти программы направлены на повышение качества и конкурентоспособности отечественных воздушных судов. В программах осуществляется комплекс мер технико-технологического, экономического и организационного характера. К реализации программ привлечены специалисты из различных областей науки и техники. Особенность указанных программ в настоящее время заключается в их бессистемности: вектор реализации каждой программы направлен на повышение качества воздушных судов только по отдельным группам критериев качества, программы регионального уровня имеют разные показатели эффективности по сравнению с программами федерального уровня; зачастую программы повышения качества авиационной техники регионального уровня абсолютно не привязаны к программам федерального уровня. Это вызывает дисбаланс развития авиационной инфраструктуры, срыв сроков поставок воздушных судов, увеличение сроков обслуживания и ремонта, общее снижение качества воздушных судов и др.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.