English version

Архив номеров

Печерская Э.П., Левченко Л.В., Астафьева О.В.

Название статьи:
Оценка эффективности стратегического развития экономического вуза на основе сбалансированной системы показателей

Аннотация:
Проанализирована деятельность ведущего экономического университета Самарской области. Предложены основные направления стратегического развития системы бизнес-образования экономического вуза. Разработана модель оценки эффективности деятельности системы дополнительного образования вуза на основе сбалансированной системы показателей.

Ключевые слова:
рынок образовательных услуг, SWOT-анализ, стратегия развития бизнес-образования, сбалансированная система показателей, оценка результативности деятельности вуза.

Содержимое статьи:
Развитие системы образования в Самарском регионе Самарская область - территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала - располагает благоприятными условиями для развития бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг. В свете этого важную роль играет реализация областной целевой программы развития инновационной деятельности на 2008-2015 гг. (Закон Самарской области от 12 декабря 2007 г. №154-ГД), в которой значительное внимание уделено проблеме подготовке специалистов в инновационной сфере (топ-менеджеров, менеджеров по управлению инновационными и венчурными проектами, специалистов по освоению новой техники и технологий, руководителей малого и среднего бизнеса, специалистов в сфере антикризисного управления, специалистов по управлению качеством продукции и ее сертификации). Принятие Правительством Самарской области (23 декабря 2009 г.) Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 г. позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в области, обострившуюся под влиянием мирового финансового кризиса. В рамках данной Программы предполагается проведение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, а также обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 2 047 051 тыс. руб. Следует отметить, что рынок образовательных услуг в Самарской области насыщен и является высококонкурентным (табл. 1). Анализ деятельности СГЭУ на рынке образовательных услуг Самарский государственный экономический университет - один из крупнейших, динамично развивающихся и престижных экономических вузов России, интегрированных в мировое образовательное пространство. Вуз обучает студентов в сфере экономики, управления и права, является ведущим центром бизнес-образования и обеспечивает поступательное и непрерывное образовательное сопровождение выпускников на всех этапах деловой карьеры. Выпускники СГЭУ востребованы не только в Приволжском федеральном округе, но и в России в целом и за рубежом, занимают ключевые посты в руководстве региона, крупном и среднем бизнесе, российских и зарубежных компаниях, успешно развивают собственный бизнес. СГЭУ, имея значительный опыт переподготовки и повышения квалификации специалистов, обладает огромным потенциалом, чтобы внести определенный вклад в решение проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования и удовлетворения потребностей экономики Самарской области в специалистах, так как является ведущим центром подготовки специалистов по инновационным и опережающим программам. Миссия системы бизнес-образования СГЭУ состоит в предоставлении востребованного бизнесом, государством и гражданами дифференцированного портфеля образовательных услуг по подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Стратегическими целями системы дополнительного образования вуза являются: · формирование системы обучения нового типа для всестороннего гармоничного развития личности, обучающейся с учетом ее способностей, мотивов, ценностных ориентаций, потенциальных возможностей самообучения; · активное взаимодействие с ведущими научными, образовательными и деловыми центрами; · установление сотрудничества с ведущими университетами и бизнес-школами в рамках создания стратегических образовательных альянсов; · укрепление бренда вуза на региональном, российском и международном рынках в качестве ведущего центра бизнес-образования; · обеспечение устойчивого финансового положения; · приобретение студентами высоких профессиональных знаний и умений, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта и запросам работодателей; · развитие компетентностного подхода в содержании образовательных программ; · стимулирование преподавателей и сотрудников к интеграции традиционных академических ценностей и предпринимательских идей; · интеграция содержания профессионального образования, достижение международных стандартов; · обеспечение гибкости, вариативности и непрерывности обучения; · формирование высокой профессиональной компетентности слушателей и содействие успешной деловой карьере. Осуществление целей требует проведения большой работы по изменению процесса обучения, осознанию руководителями и преподавателями университета необходимости внедрения инновационных подходов. Система бизнес-образования является открытой целостной системой с присущими ей основными системными характеристиками и свойствами, закономерностями развития. С этих позиций развитие образовательной системы возможно рассматривать, проводя исследование развития как отдельных ее подсистем (образовательный стандарт, структура подготовки, содержание, этапы технологии, методы и средства обучения, образовательная среда и пр.), так и оптимизацию системы в целом. Оценивая внутренние факторы, обусловливающие необходимость разрешения противоречий, порождаемых образовательной системой, необходимо провести анализ ее состояния в современных условиях с целью выявления направлений совершенствования. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день система образования в нашей стране находится в процессе перехода на новый этап развития, характеризуемого коммерциализацией образовательных услуг. Образовательные учреждения оказываются в условиях конкурентной среды, и, следовательно, анализ их состояния целесообразно проводить, исходя из данного положения.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.