English version

Архив номеров

Болгова Е.В.

Название статьи:
Система образования - территориальный институт в кластерной организации экономического пространства

Аннотация:
В статье обосновываются преимущества развития образования в системе отраслевых кластеров региона, выполняющих функции территориального посредника между рынком и образовательными учреждениями.

Ключевые слова:
образование, территория, экономическое пространство, кластер.

Содержимое статьи:
В литературе, посвященной влиянию образования на экономическое развитие, термин “образование” представлен широким кругом понятий, таких как “образовательный потенциал”, “образовательные ресурсы”, “сфера образования”, “система образования”, “образовательный комплекс”, “система формального образования” и т.п. Встречаются также - “образовательный фактор”, “образовательная инфраструктура”, “интеллектуальный бизнес”, “индустрия знаний”. Сравнительный анализ логического содержания и контекста употребления указанных дефиниций позволяет сделать вывод о двух основных группах значений, принципиально отличных друг от друга. Различие смысловых и контекстных значений термина “образование” обусловлено субъектным признаком - выделением субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, обменивающихся ее результатами и получающих (присваивающих) эти результаты. Основу первой группы составляют понятия, выделяющие в качестве определяющего признака субъект, получающий и присваивающий результаты и пользующийся эффектами образовательной деятельности. В нее входит, прежде всего, дефиниция “образовательный потенциал”, представляющая собой совокупность возможностей в виде накопленных знаний и условий реализации этих знаний. Предполагается, что совокупность возможностей, формируемых накопленными знаниями, может аккумулироваться различными субъектами, которые и становятся носителями и собственниками образовательного потенциала: населением, регионом, национальной экономикой, соответственно, образовательный потенциал становится субъектно-ориентированным в виде “образовательного потенциала населения”, “образовательного потенциала региона”, “образовательного потенциала экономики”. Наиболее близким к значению образовательного потенциала является содержание понятия “образовательные ресурсы”, что предполагает совокупность знаний, навыков и способностей, использование которых обусловливает увеличение доходов индивидов, рост прибыли фирм и обеспечение экономического развития страны. Именно в значении потенциала или ресурса образованию присваивается роль и, следовательно, функции одного из основных факторов экономического развития, что отражается дефиницией “образовательный фактор” или “фактор образования”. Вторая группа понятий образования выделяет производителя образовательных ресурсов (образовательного потенциала) и субъектов, участвующих в обращении результатов образовательной деятельности. “Сфера образования”, “система образования”, “система формального образования”, “образовательный комплекс”, “система образовательных учреждений” являются несколько отлича- ющимися по компонентному составу дефинициями образования как вида экономической деятельности, отрасли национальной экономики, участвующей в производстве основного компонента (ресурса, потенциала) экономического развития - человеческого потенциала через производство и ретрансляцию знаний. В таком смысле эти атрибуты могут использоваться как синонимы, отражающие роль образования, реализуемую его функциями как производительной силы. “Индустрия знаний” и “интеллектуальный бизнес” представляются определениями, не наполненными четким экономическим содержанием, но имеющими смысловую нагрузку, которая указывает на возможности образования реализовать функции производительной силы и факторной роли в экономическом развитии.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.