English version

Архив номеров

Галочкин М.И.

Название статьи:
Зарубежный опыт государственного регулирования рынка производных ценных бумаг и возможности его адаптации к российской практике

Аннотация:
В работе рассмотрены англосаксонская и романо-германская модели регулирования рынка производных ценных бумаг, специфика их воздействия на финансовый рынок и их интеграция. Исследованы отличительные характеристики зарубежных рынков производных ценных бумаг, проанализированы основные параметры развития, а также системы регулирования срочных рынков таких стран, как США, Германия, Франция, Великобритания, Австралия, Япония и Россия.

Ключевые слова:
фондовый рынок, рынок производных ценных бумаг, модели регулирования срочного рынка, государственное регулирование.

Содержимое статьи:
Развитость фондового рынка любой страны характеризует глубину, масштабы развития экономической системы государства, степень совершенства различных рыночных механизмов и регуляторов. Критерием оценки эффективного функционирования фондового рынка является степень развития рынка производных ценных бумаг. Регулирование рынка производных ценных бумаг со стороны государства в том или ином виде имеет место во всех странах мира. Существующие модели универсальны в части определенных параметров и одновременно значительно различаются в национальных экономических системах. Универсальность моделей регулирования проявляется в следующем: в формировании законодательства; в выделении специальной регулирующей структуры - органов надзора за срочным рынком; в установлении правил и критериев допуска к ведению операций с производными ценными бумагами; в осуществлении контроля за текущей деятельностью участников рынка производных ценных бумаг; в наличии налогового регулирования. Специфика и оригинальность моделей регулирования срочного рынка может проявляться в различных аспектах: в особенностях фондового и общего законодательства; статусе и структуре органов надзора; процедурных вопросах допуска к деятельности на рынке производных ценных бумаг; методах и формах регулирования срочного рынка; степени популярности и активности использования отдельных инструментов регулирования. Для разных государственных законодательных систем характерна специфическая форма организации деятельности надзорных органов. В теоретических исследованиях, посвященных проблемам рынка производных ценных бумаг, принято выделять англосаксонскую и романо-германскую (континентальную) модели организации рынка производных ценных бумаг. В англосаксонских странах (США, Канада, Нидерланды и др.) фондовые биржи исторически играют более заметную роль в экономике. Уровень развития рынка производных ценных бумаг и эффективность его регулирования в этих странах значительно выше, чем в континентальной Европе. Англосаксонскую модель отличает более значимая роль саморегулируемых организаций на рынке производных ценных бумаг. Такая модель характеризуется высокой долей розничных инвесторов и низкой долей собственности государства, большей открытостью, использованием концепции специализированных банков. В германской модели доля розничных инвесторов в структуре собственности гораздо ниже, выше доля собственности государства и крупных корпоративных структур. Высока роль банков как акционеров промышленных и других нефинансовых компаний, причем значительная часть предприятий подконтрольна банкам или их группам. Банки действуют как на рынке ценных бумаг и традиционных банковских продуктов, так и на рынках производных ценных бумаг в качестве профессиональных участников, являясь, таким образом, универсальными финансовыми институтами. Финансовый рынок носит преимущественно долговой характер, структура производных финансовых продуктов проще, чем в англосаксонской модели. В настоящее время происходит взаимная интеграция двух систем: англосаксонской и континентальной. Примеры развития срочного рынка подтверждают международную практику взаимопроникновения двух систем. Зарождение рынка производных финансовых инструментов относят ко второй половине прошлого века. Отличительной характеристикой зарубежных рынков производных ценных бумаг является практически идентичный сценарий их развития и в субъектно-объектной структуре их участников, и в общих тенденциях изменения этих рынков. Современная двухуровневая система регулирования фондового рынка США сложилась в 30-е гг. XX в. Первый уровень представлен органами государственного регулирования, в частности Комиссией по ценным бумагам и биржам, и специальными органами регулирования в штатах. Второй - саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг (фондовыми биржами и Национальной ассоциацией фондовых дилеров). Контроль со стороны саморегулируемых организаций во многих случаях оказывается эффективнее и жестче, чем контроль государственных органов. Крупнейшей саморегулируемой организацией США является Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASD. Саморегулируемые организации занимаются аттестацией специалистов фирм-членов, проводят проверки деятельности фирм. Все фондовые биржи и NASD создали электронные системы контроля за рынком, цель которых состоит в выявлении манипулирования и заключения сделок с использованием инсайдерской информации. Основными составляющими элементами американской модели регулирования срочного рынка являются: 1) концепция, сформированная более полувека назад и сохраняющаяся до сих пор как воплощение американской традиции. Ее суть в следующем: формирование инвестиций должно опираться преимущественно на рынок производных ценных бумаг, аппелирующий ко всем слоям населения, привлекая их капиталы и сбережения; 2) правовая база в виде пакетов законов, напрямую обращенных к рынку производных ценных бумаг и образующих прочный фундамент для системы регулирования этого рынка; 3) специальный орган управления рынком производных ценных бумаг, в обязанность которого входит обеспечение выполнения принятых законов. Торговля производными ценными бумагами в Германии осуществляется на Немецкой бирже срочных контрактов (DTB), которая является частью Немецкой биржи. Регулирование фондового рынка Германии традиционно осуществлялось специальными земельными органами, подчиненными Министерству экономики той или иной земли (статс-комиссариаты). В 1994 г. в результате принятия Закона о торговле ценными бумагами возник федеральный орган - Комиссия по ценным бумагам (Bundesaufsichtsamt fur den Wertpapierhandel). Обе регулирующие структуры действуют параллельно и в определенной степени дублируют друг друга. Формально главным органом контроля является Комиссия, на практике текущий контроль за сделками осуществляет статс-комиссариат. Поскольку основными профессиональными участниками в Германии являются банки, значимая роль в регулировании отводится основному банковскому надзорному органу - Федеральной надзорной палате над банками (Bundesaufsichtsamt fur das Kreditwesen). Она же лицензирует компании по ценным бумагам, осуществляет надзор за соблюдением нормативов достаточности капитала, структуры баланса компаний по ценным бумагам и банкам. Таким образом, в Германии существует множественность органов регулирования, создающая трудности для профессиональных участников, вынужденных отчитываться перед несколькими контролирующими органами. Принятый 22 апреля 2002 г. Закон о формировании интегрированной системы финансового надзора (Gesetz uber die integrierte Finanzaufsicht - FinDAG) в мае 2002 г. установил в Германии единый мегарегулятор финансовых учреждений - Федеральную службу по регулированию финансовых рынков (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht BaFin), которая осуществляет надзор за банками, страховыми компаниями и рынком ценных бумаг. По объему капитализации и обороту рынка ценных бумаг Великобритания занимает третье место после США и Японии, однако при этом Лондон является вторым крупнейшим центром торговли производными ценными бумагами. Торговля опционами на ценные бумаги, фондовые индексы и валюту осуществляется на Лондонской международной бирже финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE). До 1997 г. регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании традиционно осуществлялось профессиональными участниками рынка. Контроль над фондовой биржей производил Совет по ценным бумагам и биржам (SIB), наделенный исключительными полномочиями по регулированию рынка. По статусу эта некоммерческая организация включала в себя представителей различных фирм и формально подчинялась казначейству. На практике Совет делегировал свои полномочия саморегулируемым организациям и уполномоченным биржам (RIE).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.