English version

Архив номеров

Файзуллаев З.Я.

Название статьи:
Рефинансирование как ключевой инструмент денежно-кредитной политики при переходе к инновационному развитию экономики

Аннотация:
В статье рассматривается политика кредитных организаций в области рефинансирования, приведен анализ сложившейся практики и раскрыты перспективы развития рефинансирования в условиях перехода к инновационному развитию.

Ключевые слова:
рефинансирование, банковская система, денежно-кредитная политика, инновационное развитие.

Содержимое статьи:
В программе “Национальная банковская система России 2010-2020 гг.”, утвержденной XVII съездом АРБ 5 апреля 2006 г. отмечено, что “рефинансирование - это не даруемое банковской системе благо, а инфраструктурная обязанность любого центрального банка. Поэтому инструменты рефинансирования Банка России должны быть доступны и универсальны, чтобы любой банк при необходимости реально смог ими воспользоваться”. Сложившаяся в России денежно-кредитная политика определяет систему рефинансирования российских банков в качестве решающего условия поддержания их текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов. Механизм рефинансирования банков нуждается в коренном реформировании, поскольку, как отмечают специалисты, не побуждает банки расширять долгосрочное кредитование. Действующие инструменты рефинансирования Банка России ориентированы на крупные банки, которых в стране не более 20. Инструменты рефинансирования должны позволять банкам решать все проблемы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Главным в рефинансировании должен стать целевой инвестиционный кредит на срок 3, 5 и более лет. Такой кредит не должен выдаваться под высокий процент (не более 6% годовых). Только в этом случае коммерческие банки получат возможность, увеличив этот процент на минимально необходимую маржу, стать проводниками научно-технической и инновационной политики государства. Операции рефинансирования, воздействуя на уровень ликвидности банковского сектора, не создают при этом побочных воздействий на другие финансовые рынки и являются незаменимым гибким инструментом экстренного финансирования коммерческих банков. Условия применения и использования операций рефинансирования очень важны сегодня для принятия решений, качественно улучшающих состояние банковской системы и предотвращающих наступление кризисных явлений в области денежного обращения. Под рефинансированием, в широком смысле этого слова, понимается предоставление коммерческим банкам временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах. Центральные банки, осуществляя политику рефинансирования, преследуют приоритетную цель - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Но в то же время переход к инновационному развитию экономики невозможен без соответствующего развития реального сектора экономики при помощи инструментов рефинансирования. Разрабатывая основные направления денежно-кредитной политики страны, Центральному банку РФ необходимо учитывать политику таргетирования инфляции с государственной политикой по развитию реального сектора экономики, так как они являются звеньями неразрывной цепи. Для того чтобы развивать реальный сектор экономики, Центральный банк осуществляет операции рефинансирования, так как напрямую кредитовать предприятия он не имеет права. В данном случае цель банка - это инвестиции в производство с помощью посредников, коммерческих банков. Однако анализ деятельности Банка России в условиях кризиса показал, что из-за сдерживания инфляции в первую очередь пострадал именно реальный сектор экономики. В 2008 г. ставка рефинансирования повышалась 6 раз и 3 раза нормативы отчисления банков в фонд обязательного резервирования. В результате возросли средние процентные ставки, что усложнило получение кредитных ресурсов внутри страны и усугубило проявления кризиса, а из оборота была изъята денежная масса, необходимая для развития бизнеса, и единственное, что оставалось российским банкам, - это кредитоваться за рубежом. После возникновения сложностей с получением зарубежных кредитов российские банки стали кредитоваться у Банка России. Стремясь снизить инфляцию, Центральный банк предоставлял кредиты под высокие процент- ные ставки. Коммерческие банки добавляли проценты за возросшие риски невозврата, маржу, и заемщику предоставлялись средства под 25-30%. Такая рентабельность характерна для единичного числа отраслей, поэтому реальный сектор экономики испытывал недостаток ликвидности1. Начиная с мая 2009 г. Банк России стал ослаблять кредитно-денежную политику, чтобы создать условия для возобновления кредитной активности, однако это пока не дало особых результатов. Ставка рефинансирования снижалась 14 раз - с 13% в апреле 2009 г. до 7,75% в настоящее время (последнее снижение состоялось 1 июня 2010 г.) - отражая снижение инфляции. Однако постепенное снижение ставки рефинансирования и процентных ставок по кредитам для юридических и физических лиц пока не привело к существенному изменению объемов кредитования. Общий объем кредитов предприятиям, удвоившийся в течение двух лет, предшествовавших кризису, сократился за три первых квартала 2009 г. и не изменился в четвертом квартале. Аналогичные тенденции наблюдаются в сфере кредитования физических лиц. Более того, если объем выданных кредитов скорректировать с учетом просроченной и реструктурированной задолженности, которая, согласно оценкам ЦБ, составляет 5 и 25%, соответственно, от общего объема кредитования, то окажется, что чистое кредитование экономики было отрицательным в течение всего 2009 г. В то же время сами банки не спешили направлять денежные средства на кредитование реального сектора экономики. В результате политики “плавной девальвации” рубля вложения в валюту некоторое время в условиях кризиса были выгодны, поэтому все свободные деньги, включая средства господдержки, банки переводили в валютные активы. В то же время Банк России, с одной стороны, давал деньги господдержки, кредитуя банки, а с другой стороны, забирал их, продавая валюту из резервов2.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.