English version

Архив номеров

Камалетдинов Ю.А.

Название статьи:
Современные концепции и тенденции развития business intelligence system

Аннотация:
В работе анализируются возможности и тенденции использования интеллектуальных технологий Business Intelligence, без которых невозможно построение качественных корпоративных информационных систем. Рассмотренные тенденции в развитии систем Business Intelligence позволяют улучшить взаимодействие бизнеса с внешней средой, расширить представление об информационном менеджменте, обогащенном интеллектуальными технологиями.

Ключевые слова:
интеллектуальные технологии, Business Intelligence, тенденции развития, архитектура, корпоративные знания, информационные технологии.

Содержимое статьи:
Сегодня большинство компаний пересматривают свои планы на 2010 г., балансируя между желанием сократить IТ-бюджет, не повредив при этом возможности управления эффективностью бизнеса с использованием систем Business Intelligence (BI). Все последние годы в связи со спадом в экономике компании отодвигали на второй план свои расходы на новые IТ-приложения и платформы, однако сегодня, когда организации в основном справились с негативными явлениями, знание перспективных разработок и тенденций развития перспективных интеллектуальных систем будет способствовать оптимизации расходов, связанных с возможными рисками. Впервые термин Business Intelligence появился в 1958 г. в работе Ханса Питера Луна (Hans Peter Luhn) “A Business Intelligence System”. Как и термин Artificial Intelligence - “искусственный интеллект”, данный термин не имеет адекватного перевода на русский язык. В русском языке слово “интеллект” однозначно понимается как мыслительная способность человека. Но на самом деле английское слово intelligence является многозначным. Вот некоторые из вариантов перевода этого слова на русский язык: · сведения, известия, сообщения, информация; · развитая логика, развитые логические функции; развитые логические возможности; · встроенные вычислительные средства; · разведка, разведывательные данные; · рассудок, ум, способность узнавать и понимать, умственные способности; · знания, приобретенные путем обучения, исследования или опыта; · действие или состояние в процессе познания; · способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новыми задачами; · развитые логико-информационные возможности1. Понятие intelligence правильнее толковать как некое действие, направленное на получение и обработку информации, сообщений в процессе познания. Поэтому один из возможных переводов термина Business Intelligence может звучать как “интеллектуальный анализ данных”2. Впервые термин Business Intelligence был введен в широкое обращение аналитиками Gartner в конце 1980-х гг., а затем в 1996 г. определялся как пользователецентрический процесс, включающий в себя доступ и исследование информации, ее анализ, выработку интуиции и понимания, которые ведут к улучшенному и неформальному принятию решений. С точки зрения этого подхода, BI - процесс анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений пользователями, а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации. Другое определение, предложенное The Data Warehousing Institute, звучит так: “Business Intelligence имеет отношение к процессу превращения данных в знания, а знаний - в действия бизнеса для получения выгоды. Является деятельностью конечного пользователя, которую облегчают различные аналитические и групповые инструменты и приложения, а также инфраструктура хранилища данных”3. С другой стороны, Business Intelligence - это не процесс, а результат процесса извлечения знаний, с использованием различных аппаратно-программных технологий, т.е. сами знания о бизнесе для принятия решений. Резюмируя различные определения, можно сказать, что Business Intelligence в широком смысле слова означает: · процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе для поддержки принятия улучшенных и неформальных решений; · информационные технологии (методы и средства) сбора данных, консолидации информации и обеспечения доступа бизнес-пользователей к знаниям; · знания о бизнесе, добытые в результате углубленного анализа детальных данных и консолидированной информации. Отсюда, мы будем придерживаться определения Business Intelligence как интегративных инструментов, осуществляющих процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе в целях повышения его эффективности. Этапы развития Business Intelligence В конце XX-начале XXI в. названия и содержание информационно-аналитических систем изменялись от информационных систем руководителя (executive information systems, EIS) до систем поддержки принятия решений (decision support systems, DSS). Приложения EIS были ориентированы на нужды руководителей и менеджеров и давали возможность получать основную агрегированную информацию о состоянии их бизнеса в виде таблиц или диаграмм. Обычно они включали регламентные запросы с набором параметров. Такие пакеты обычно разрабатывались силами своих подразделений IТ. Для получения дополнительной информации и проведения дальнейшего анализа применялись другие приложения или создавались по заказу запросы или отчеты на SQL. Приложения DSS первого поколения были пакетами прикладных программ с динамической генерацией SQL-скриптов по типу запрашиваемой пользователем информации. Они позволяли аналитикам получать информацию из реляционных БД, не требуя знания SQL. В отличие от EIS, приложения DSS могли отвечать на широкий спектр вопросов бизнеса, имели несколько вариантов представления отчетов и определенные возможности форматирования. Однако гибкость таких пакетов все же была ограничена из-за ориентации на конкретный набор задач. Широкое внедрение персональных компьютеров и локальных сетей на предприятиях ознаменовало приход следующего поколения приложений DSS, которые строились уже на основе методов BI и позволяли пользователю-непрограммисту легко и оперативно извлекать информацию из различных источников, формировать собственные настраиваемые отчеты или графические представления, проводить многомерный анализ данных. Системы Business Intelligence прошли в своем развитии путь от “толстых” клиентов до Web-приложений, в которых пользователь ведет исследование с помощью браузера и может работать удаленно. Хотя пользователи корпоративной ВI-информации традиционно находятся внутри предприятия, с распространением Web для электронного бизнеса, BI-пользователи могут быть и внешними по отношению к предприятию4, а на торговых площадках пользователи BI работают с Интернетом. Сегодня для автоматизации бизнеса разработано множество стандартов и технологий, позволяющих осуществлять автоматизированную обработку данных. Хранилища данных (Data warehouse) представляют стандартные репозитарии для хранения данных. Концепции, методы и средства хранилищ данных определяют подходы и обеспечивают интеграцию, очистку, ретроспективное хранение информации, предназначенной для анализа, или, иными словами, отвечают на вопрос “Как подготовить информацию для анализа?”. Современные инструменты извлечения, преобразования и загрузки данных (“extraction, transmission, loading” - технология ETL), интеграция прикладных систем предприятия в единую корпоративную систему (Enterprise Application Integration tools) позволили значительно повысить скорость и качество накопления данных. Технология обработки информации, включающая в себя составление и динамическую публикацию отчетов и документов в реальном времени OLAP (on-line analytical processing), делает возможным быструю генерацию новых аналитических отчетов, позволяющих оперативно принимать решения.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.