English version

Архив номеров

Сайфуллина С.Ф.

Название статьи:
Стратегии инновационного развития и инновационная политика предприятия

Аннотация:
В статье представлена типология инновационных стратегий предприятия, основанная на линейной модели развития. На основе предложенной классификации стратегий, а также существующих форм интеграции и сотрудничества разработаны основные направления инновационной политики предприятий.

Ключевые слова:
инновационная деятельность, стратегия инновационного развития, инновационная политика предприятия, интеграция, формы объединения и сотрудничества.

Содержимое статьи:
В настоящее время одной из приоритетных задач российской экономики является ускорение экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий. Удержание и постоянное повышение конкурентоспособности предприятий обусловливает необходимость их инновационного развития. Использование инноваций позволяет предприятиям эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы. Категория инновационного развития отражает обобщенное теоретическое представление о направлении стратегического развития предприятий, потенциальной возможности роста эффективности производства и повышения долгосрочной конкурентоспособности за счет освоения новых научно-технических достижений. В настоящее время в качестве основы эффективной инновационной деятельности исследователи рассматривают выбор мотива инновационной деятельности, политику государственного регулирования инновационного процесса в экономике и необходимость тщательного анализа факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на эффективность инноваций1. Однако влияние на инновационное развитие предприятия таких факторов, как выбор стратегии развития, тип организационной структуры, инновационной политики, остается недостаточно изученным. Инновационная деятельность связана с непрерывным потоком многообразных изменений и требует проектного, фирменного и корпоративного управления, учитывающего особенности инновационных стратегий2. Вопросы формирования и классификации инновационных стратегий рассматриваются в трудах В.М. Аньшина3, К. Кристенсена4, В.Ю. Котельникова5, А.А. Трифиловой6 и других исследователей. В настоящее время существует несколько моделей инновационного развития предприятия7, при этом ведущую роль традиционно играет линейная модель инноваций. Согласно этой модели фундаментальная научная идея воплощается в прикладных исследованиях, которые в свою очередь служат основой для инноваций, в результате реализации которых возникают передовые технологии. В дополнение к линейной модели инновационного процесса в развитых странах постепенно внедряется “модель множественных источников инноваций”, в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы, а инновационный процесс не ограничивается только сферой технологии - он включает и институциональные, организационные и управленческие инновации. Согласно линейной модели развития предприятия жизненный цикл инноваций можно разбить на четыре этапа: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, внедрение и производство. В зависимости от того, какие этапы инновационного процесса реализует предприятие, можно выделить 16 стратегий инновационного развития предприятия, предложенных Д.А. Новиковым и А.А. Иващенко8 (рис. 1). Каждая стратегия имеет двоичный код: 1 означает, что данный этап инновационного процесса на предприятии реализуется, 0 - не реализуется.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.