English version

Архив номеров

Епифанова В.И.

Название статьи:
Теоретические и практические аспекты кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов

Аннотация:
Статьей 215 Бюджетного кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, которое обеспечивает оперативность информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению, контроль за финансовыми операциями учреждений. В статье освещается тема кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства, которое осуществляется на основании заключенных Соглашений с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Ключевые слова:
бюджет, доходы, расходы, лицевой счет, бюджетополучатель, кассовое обслуживание.

Содержимое статьи:
Сущность казначейской системы состоит в том, что Российская Федерация в целом, ее субъекты, муниципальные образования посредством использования казначейских технологий осуществляют контроль всего цикла оборота бюджетных средств - от зачисления и распределения доходов, расходования денежных средств до составления отчетности об использовании выделенных средств. Эффективность казначейской системы исполнения бюджетов позволила государству проводить последовательную политику по переводу на казначейскую систему субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Конкретные меры из года в год предусматриваются законами о федеральном бюджете и принима- емыми на их основе нормативными актами. Так, ст. 43 федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ установлено, что с 2004 г. продолжается перевод субъектов РФ, получающих дотации, на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности на кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения их бюджетов1. Казначейская система исполнения бюджетов - одно из средств реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленных ст. 38 Бюджетного кодекса РФ. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений” ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнена новым термином, определившим “кассовое обслуживание исполнения бюджета” как проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета2. С 1 января 2006 г. в соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством3. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации организует соответствующий финансовый орган, в задачи которого входит: · составление и ведение сводной бюджетной росписи, утверждение лимитов бюджетных обязательств; · доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств; · бухгалтерский учет исполнения бюджета; · учет бюджетных обязательств (договоров) и др. Каждый участник бюджетного процесса выполняет свою конкретную функцию в рамках тех бюджетных полномочий, которыми он наделен (рис. 1). Исполняют бюджеты бюджетной системы Российской Федерации главные распорядители и подведомственные им распорядители и получатели средств бюджета, а также администраторы поступлений в соответствующие бюджеты. И конечно, бюджетное полномочие по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которым наделено Федеральное казначейство согласно положениям ст. 166.1 Бюджетного кодекса. Федеральное казначейство при исполнении своего бюджетного полномочия ни в коей мере не задевает бюджетные полномочия других участников бюджетного процесса.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.