English version

Архив номеров

Алексеев С.В.

Название статьи:
Методические основы подготовки и принятия управленческих решений о диверсификации бизнеса

Аннотация:
В статье обосновано, что в настоящее время для развития компании необходимо устанавливать и взаимосвязывать цели как финансового, так и стратегического характера. На стадии зрелости компании основными проблемами являются избыточное инвестирование и чрезмерная диверсификация. Для оценки баланса между поставленными целями используется портфельный анализ и анализ конкурентоспособности продукта. Все выявленные показатели можно отразить в полярной системе координат при помощи шкалирования полярного угла и полярного радиуса и, таким образом, проанализировать деятельность предприятия на стадии зрелости.

Ключевые слова:
цели, баланс, диверсификация, портфельный анализ, конкурентоспособность, шкалирование, идентификационные зоны, сбалансированное развитие.

Содержимое статьи:
Формирование подходов и к стратегическому, и к текущему управлению развитием компании, включая решения о диверсификации бизнеса, в значительной степени зависит от ее целевых установок. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд предложили выделять два типа целей - финансовые и стратегические1. Финансовые цели - это цели, направленные на достижение определенных финансовых результатов. Они формализуют требования собственников и кредиторов к отдаче на капитал, вложенный в развитие бизнеса. Подходы к постановке и достижению финансовых целей обусловлены представлениями собственников об источниках и способах обеспечения прироста совокупного богатства акционеров. Финансовые результаты, превышающие требования инвесторов и кредиторов к отдаче на инвестированный капитал, формируют финансовую базу для роста и развития организации. Финансовые цели выражаются через показатели прибыли и сальдо денежных потоков, а также через производные от них показатели. Стратегические цели - это цели, направленные на создание источников долгосрочного укрепления рыночных позиций и конкурентоспособности компании. Конкурентоспособность компании характеризует ее возможности роста и развития. Стратегические цели определяют источники конкурентного преимущества компании и формализуют критерии оценки степени их достижения. В процессе целеполагания компания должна сформулировать как стратегические, так и финансовые цели, установив баланс между ними. Формирование системы целей осуществляется под влиянием множества факторов как объективного, так и субъективного характера. Одним из наиболее значимых факторов объективного характера является стадия жизненного цикла организации. На каждой стадии жизненного цикла организации ее менеджеры сталкиваются с необходимостью выбора источников и способов роста бизнеса, формирования определенного набора параметров, позволяющих отслеживать процессы его развития. На начальных этапах развития бизнеса основной объем инвестиций направлен на укрепление конкурентных позиций компании на целевом рынке. Существенные колебания в финансовых результатах компании могут вызываться сильной зависимостью от узкого круга клиентуры, поставщиков, слабостью сбытовой сети. С переходом основного бизнеса компании на стадию зрелости финансовые результаты компании становятся высокими и стабильными при условии, что компания смогла сформировать устойчивые конкурентные преимущества. Одновременно эффективность инвестиций в развитие бизнеса неизбежно снижается, это обусловлено тем, что выпускаемые продукты переходят на стадию зрелости, а целевые рынки достигают насыщения. На стадии зрелости типичными являются проблемы избыточного инвестирования и чрезмерной диверсификации. В результате приобретения сегментов бизнеса, требующих принципиально нового профессионального опыта, умений и навыков менеджмента, происходит распыление ключевых компетенций, что приводит к снижению стоимости компании. Для оценки сложившегося баланса между финансовыми и стратегическими целями и степени их достижения при осуществлении процессов диверсификации может быть использован специальный инструментарий, основанный на принципах портфельного анализа.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.