English version

Архив номеров

Авдонина С.Г.

Название статьи:
Факторы инновационной активности предприятий

Аннотация:
В современных условиях одним из ключевых факторов развития экономики выступают инновации. Центральная роль в инновационном процессе отводится предприятию. Оно является источником инициативы инновационной деятельности, предъявляет спрос на инновации, осуществляет их реализацию. В статье анализируются факторы инновационной активности предприятий и устанавливаются причины низкой инновационной активности российских компаний.

Ключевые слова:
факторы инновационной активности, спрос на инновации, предложение ресурсов для осуществления инновационной деятельности, конкуренция, государственная политика в сфере инноваций, внутренние ресурсы и система внутренних экономических отношений предприятий.

Содержимое статьи:
Экономика промышленно развитых стран формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления в научной деятельности. Центральная роль в инновационном процессе отводится предприятию. Оно является источником инициативы инновационной деятельности, предъявляет спрос на инновации, осуществляет их реализацию, устанавливают взаимосвязи с потребителями для изучения их потребностей и с научными организациями, которые продуцируют новые знания. Инновационная активность предприятий зависит от многих экономических факторов, которые условно можно разделить на две категории: внешние и внутренние. Внешние факторы - это в основном не контролируемые со стороны организации силы, которые воздействуют на ее внутренние процессы. Инновационная активность зависит от спроса и предложения, определяющих связи между производством и потреблением; возможности получения дополнительной прибыли, которая является побудительным мотивом для освоения инноваций; характера конкуренции; инновационной политики государства; цикличности развития, обусловливающего связь деловой активности с определенной фазой цикла. Спрос непосредственно воздействует на активность инновационных процессов предприятия, ведь конечной целью инновационных отношений является создание новшеств, которые становятся товарами на конкретном рынке. Он является источником улучшающих нововведений, направленных на определенные свойства технологии или товара. Величина спроса на продуктовые инновации зависит от актуальности потребностей в данном виде товаров, финансовых возможностей у отдельных групп потребителей, требовательности покупателей к новизне и качеству товара. Спрос на технологические инновации зависит от возможности их производственного воплощения, наличия финансовых ресурсов, признания преимуществ новых технологий. Предложение, определяющее цены на ресурсы, необходимые для инновационной деятельности, также оказывает влияние на инновационную активность предприятий. Речь идет о предложении финансовых ресурсов для осуществления инновационной деятельности (со стороны государства или частных компаний), предложении труда высококвалифицированных специалистов, способных найти применение и внедрить новые разработки в производство. Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности. В то же время для оценки степени ее воздействия на инновационную активность важно учитывать и степень интенсивности конкурентной борьбы. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств, но с усилением конкурентной борьбы финансовые ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется, или прекращается.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.