English version

Архив номеров

Смирнов А.В.

Название статьи:
Дискуссии о понятии рыночной конкуренции

Аннотация:
Проведен анализ различных точек зрения на трактовку понятия рыночной конкуренции. Автором рыночная конкуренция представлена в самом общем виде как процесс сведения индивидуальных цен предложения к среднерыночной цене.

Ключевые слова:
рыночная конкуренция, индивидуальная цена, среднерыночная цена, индивидуальные издержки, среднерыночные издержки.

Содержимое статьи:
В современной экономической науке, пожалуй, нет более распространенного понятия, чем рыночная конкуренция. Тем не менее, многие известные экономисты дают самые различные его толкования, и на сегодняшний момент научного определения экономической конкуренции, по сути, не существует. Широко распространено мнение о том, что рыночная конкуренция является борьбой фирм на рынке. Но формула конкуренции “Борьба, война против всех” скорее достояние художественной литературы и экономического смысла конкуренции не раскрывает. Так, приверженцы популяционной экологии представляют конкуренцию как процесс, подобный естественному отбору, в котором выживает сильнейший, т.е. тот, кто наилучшим образом приспосабливается к требованиям внешней среды 1. Действительно, образ всеобщего противостояния мало помогает понять, кто на рынке борется, какими средствами и почему борется, а не вступает в отношения, например, взаимопомощи. Как заметил Дж. Стиглер, “конкуренция вошла в экономическую теорию из бытового языка, и в течение длительного времени это слово обозначало только независимое соперничество двух или более лиц”2.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.