English version

Архив номеров

Вишневер С.В.

Название статьи:
К вопросу об исследовании интенсивности конкуренции на отраслевом товарном рынке

Аннотация:
В статье рассматривается российский рынок безалкогольных напитков. Выявлены его различные сегменты. На основе разработанной карты стратегических групп компаний исследованы конкурентные стратегии и интенсивность конкуренции.

Ключевые слова:
рынок безалкогольных напитков, конкуренция, конкурентная стратегия, интенсивность конкуренции, сегмент рынка.

Содержимое статьи:
Российский рынок безалкогольных напитков относят к развивающимся отраслям. Он отличается от американских и европейских рынков меньшими объемами потребления, масштабами конкуренции, размерами рынка, темпами роста отдельных категорий напитков. В современной экономической науке к сегментам рынка безалкогольных напитков принято относить следующие категории: “газированные напитки”, “питьевая вода”, “холодный чай”, “спортивные и энергетические напитки”, “соки и нектары”, “холодный кофе” и др. При рассмотрении рынка сладких вод прослеживается доминирование двух компаний “Coca-Cola” и “Pepsi-Co”, которые занимают лидирующие позиции почти во всех сегментах отрасли. В сумме они занимают больше половины российского рынка сладких вод, оставляя отечественным производителям возможность вести борьбу только за небольшие доли рынка. При этом борьба отечественных компаний в основном идет в нижнем ценовом сегменте. Но некоторые динамично развивающиеся сегменты рынка находятся все же не под полным контролем иностранных компаний. Например, на рынке кваса прочные позиции удерживают ЗАО МПБК “Очаково” с квасом “Очаковский” (40%), ОАО “Дека” с торговой маркой “Никола” (24%), ООО “Эжен Бужеле Вайн” с торговой маркой “Першин” (14%). Доля компании “Coca-Cola” с торговой маркой “Кружка и бочка” составляет только 2%. Если рассматривать рынок столовых и минеральных вод, то здесь представлено большое количество местных (региональных) компаний, за счет чего рынок определяется как низкоконцентрированный. Доли ТНК в данном сегменте небольшие (порядка 8-12%). Большие возможности для дальнейшего развития имеют местные компании (“Лагуна”, “Родник”, “Волжский сад”). Рынок соков и сокосодержащих напитков характеризуется как высококонцентрированный, так как почти весь рынок принадлежит 4 крупным производителям: ОАО ЭКЗ “Лебедянский” (30%), ЗАО “Мултон” (29%), ОАО “Нидан Соки” (17%) и ОАО “Вимм-Билль-Данн” (15%). При этом только последняя компания является российской, все остальные принадлежат иностранному капиталу. В целом, можно отметить, что в отрасли безалкогольных напитков конкурентная борьба между производителями характеризуется как интенсивная. Но говорить о том, что на рынке разворачивается жесткая конкуренция, было бы преувеличением. Конечно, в отрасли насчитывается значительное количество предприятий, производящих безалкогольные напитки, но реальная конкурентная борьба в национальном масштабе разворачивается лишь среди ограниченного числа участников рынка. Мелкие и средние производители практически не участвуют в национальной конкурентной борьбе и нацелены на снабжение близлежащих локальных рынков. Несколько иная ситуация в сегментах минеральных вод и соков, однако в свете последних тенденций стоит ожидать усиления позиций ТНК на этих рынках. Усиление маркетинговых программ, направленных на поддержание и развитие брендов питьевых вод, принадлежащих корпорациям, свидетельствует о заинтересованности в этих сегментах, а учитывая их финансовые возможности, грамотный персонал и накопленный опыт, можно сказать, что результативность этого мероприятия практически не ставится под сомнение. Не исключено приобретение ряда отечественных предприятий, производящих минеральную воду. Подтверждением тому является покупка компанией “Coca-Cola” производителя соков ООО “АКВА ВИЖИОН”, а “Pepsi-Co” - ОАО ЭКЗ “Лебедянский”. Скорее всего, это реакция компании на изменение конъюнктуры рынка. Этот факт подтверждает предположение об усилении активности ТНК в вышеуказанных сегментах.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.