English version

Архив номеров

Гобозова А.В.

Название статьи:
Государственное регулирование сферы гостиничных услуг в условиях нестабильности

Аннотация:
Сфера российского гостеприимства относительно недавно начала свой рост и развивается преимущественно благодаря иностранным брендам и инвестициям, которые рассматривают отечественный рынок в качестве новой площадки для развития своего бизнеса. В статье обосновано, что в условиях глобализации без государственной поддержки и регулирования, особенно в условиях нестабильности, гостиничный сектор не сможет избежать перекосов в развитии, создать российские управляющие компании во всех сегментах гостиничного рынка и стать одним из ключевых конкурентных преимуществ страны в целом.

Ключевые слова:
гостиничный сектор, экономическая нестабильность, государственное регулирование, верхний (нижний) ценовой сегмент.

Содержимое статьи:
Россия вписана в мировое экономическое пространство и подвержена влиянию глобализации. Под давлением мирового кризиса национальная экономика показала степень своей жизнеспособности и обнажила ряд внутренних проблем в различных сегментах. Анализ научно-теоретической и практической базы в сфере гостеприимства, проведенный в условиях нестабильности рыночной среды, показывает, что государственная поддержка гостиничному бизнесу жизненно необходима. Для России финансовый кризис 2008 г. стал не первым, однако для сферы услуг он оказался тяжелейшим. В отличие от предыдущих сбоев в экономической системе страны, последний кризис носил не локальный, а глобальный характер и был привнесен извне. Показатели сферы гостеприимства - величины зависимые в значительной мере от внутреннего и в большей степени от внешнего потока туристов, которые приезжают из других стран. Рост туристического потока сильно сократился из-за нестабильной экономической ситуации и особенностей гостиничной инфраструктуры в России. Исконно сложилось, что рынок гостеприимства в советское время был развит в отрыве от стандартов и классификаций, принятых в мировой практике. Становление гостиничного бизнеса в рыночных условиях началось только с 1991 г. и все еще продолжается. Для России характерен значительный перекос развития рынка гостеприимства. Его особенность заключается в слабом развитии региональных и курортных зон, чуть более активное развитие происходит в региональных центрах, а наибольшие темпы роста демонстрируют Санкт-Петербург и Москва, как два крупнейших политических, культурных и экономических центра. Несмотря на значительный разрыв между двумя столицами и регионами, все одинаково испытывают трудности с модернизацией и развитием среднего и низшего сегмента гостиниц (2-3*). Прирост иностранных гостей и внутренний туризм в начале 2008 г. достиг своего пика. Спрос значительно превосходил предложение, а нехватка суммарного номерного фонда и отсутствие качественного обслуживания в целом позволяли гостиницам верхнего ценового сегмента, особенно под руководством иностранных управляющих компаний, необоснованно завышать стоимость проживания в номерах. Это закрепило за столицей России статус самого дорогого города по предоставлению гостиничных услуг в мире. Москва предлагает качественные услуги только в верхнем сегменте гостиниц (4-5*), которых всего пара десятков на весь мегаполис. Рассмотрим характеристики сферы гостиничных услуг в докризисный период: · возрастающий интерес к России как к туристическому направлению. Подразумевается две основные категории туристов: бизнес-туристы, которые приезжают в Россию в деловых целях (преимущественно партнеры и специалисты из головных офисов, приглашенные представительствами и локальными офисами), и традиционные туристы, которые посещают страну в познавательных целях; · неравномерное распределение спроса. Основные направления, представляющие интерес для туристов - это Москва, Санкт-Петербург, города “Золотого кольца”; · нехватка номерного фонда. Ежегодно возрастающий поток приезжих подстегнул рынок к интенсивному развитию, привлек инвесторов для строительства новых гостиниц; · высокие цены на проживание. Стоимость размещения в стандартном номере пятизвездной гостиницы могла превосходить 30 тыс. руб.; · высокая инвестиционная активность и запуск многочисленных проектов по строительству новых объектов, реконструкции старых гостиниц и ввод их в эксплуатацию под иностранными гостиничными брендами; · несколько гостиниц, ставших основными лидерами рынка, под брендами и управлением иностранных компаний, таких как Кемпински, Ритц Карлтон, Марриот, Свис, Редиссон САС и т.д. В сегменте гостиниц 4* Холидей Ин и пр. Конкурентные стандарты качества обслуживания, привнесенные ими, вытеснили большинство российских управляющих компаний на периферию рынка; · незначительное присутствие отечественных управляющих гостиничных компаний в верхнем сегменте. Их основная ниша - гостиницы 1-2-3*, которые представляют собой постройки советского периода, с низким уровнем обслуживания и устаревшим номерным фондом. Такой продукт нельзя назвать конкурентным, способствующим развитию гостиничного бизнеса; · отсутствие контроля качества гостиничного сектора со стороны государства в России. Согласно нормативным предписаниям, отелю рекомендуется пройти государственную сертификацию (соответствие государственным стандартам) и классификацию (присвоение звезд). Однако эта процедура не является обязательной и осуществляется в добровольном порядке, следовательно, она дает возможность отельерам приписывать себе любое количество звезд (по отечественной классификации от одной до пяти) и функционировать на рынке, получая большие прибыли от растущего российского сегмента гостиничных услуг. Вместе с тем темпы роста рынка и его показатели были высоки до момента наступления кризиса. Резкое снижение экономической активности вынудило компании, которые являются основными потребителями гостиничных услуг, в значительной мере сократить бюджетный расход на проживание. Переломный момент 2008 г. оказал значительное влияние на сферу гостиничных услуг. Конкурентоспособность гостиниц и их жизнестойкость оказалась под ударом. Сократился спрос, туристы начали аннулировать долгосрочные бронирования, спрос в корпоративном сегменте сместился в более низкие категории гостиниц, компании стали сокращать бюджет и вводить ограничения по использованию гостиниц верхнего сегмента, прописывая это в корпоративных документах. Влияние кризиса заставило многие компании пересмотреть свою стратегию, внести коррективы в соответствии с изменениями: 1) сокращение бонусных выплат; 2) урезание бюджета департаментов; 3) ликвидация дебиторской задолженности и т.д.; 4) ужесточения условий оплаты; 5) снижение стоимости проживания в среднем на 20-25%; 6) предложение специальных пакетов; 7) включение дополнительных услуг и комплементов в стоимость проживания; 8) сокращение кадров; 9) переход на аутсорсинг обсуживающего персонала и т.д. Для поддержания конкурентоспособности компаний стратегия развития была пересмотрена в пользу сокращения издержек, жесткой экономии и формирования новых предложений по сниженным ценам. Подобные меры сделали российский сектор гостиничных услуг более доступным для туристов, однако он все еще остается достаточно дорогим. Сдерживающими факторами для въезда туристов и развития внутреннего туризма по-прежнему остаются: · нехватка гостиниц туристского класса; · значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время; · недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха; · постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов; · обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране; · дефицит квалифицированных профессиональных кадров; · избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов; · недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма; · высокие расценки на получение виз в Россию, перелета, цен на размещение в гостиницах. Стоимость тура для иностранных граждан в итоге выходит выше, чем поездка в Европу. Если политика в этом отношении не изменится, привлекательность России для иностранных туристов будет падать.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.