English version

Архив номеров

Балашов А.В.

Название статьи:
Эгалитарная система образования, соответствует ли она потребностям современной экономики?

Аннотация:
Предлагается рассмотреть связь кризиса человеческого капитала с системой образования, а также с рядом других, сопряженных с ней факторов. Основная идея исследования заключается в том, что эгалитарный подход к обучению школьников и будущих специалистов изжил себя именно в российских условиях, и попытки направить развитие отечественного образования именно в русло эгалитарной системы является ошибочным путем.

Ключевые слова:
экономика образования, трудовые ресурсы России.

Содержимое статьи:
Построение советской системы образования шло в ключе реализации идеи общедоступности образования, однако этот принцип стал возможен для своей реализации только в условиях экономического подъема 1950 - 1960-х гг., когда реально повысились доходы населения вследствие изменения государственной политики в распределении ресурсов. Соответственно, опыт СССР нам показывает, что эгалитарная система образования может реально существовать только при наличии определенного среднего уровня доходов населения, можно сказать, даже усредненного уровня доходов. В ситуации, когда все одинаково бедны, как это было в 1930 - 1940-е гг., образование становится недоступным для подавляющего большинства населения. Разрушение эгалитарной системы образования началось с наступлением перестройки, хотя предпосылки к этому появились еще в период “застоя”. В 1970-е гг. стало очевидно, что просто среднее образование стандартной советской школы не достаточно для решения задач, появившихся перед народным хозяйством в период высокой динамики НТП 1950 - 1960-х гг. По указанной причине стали создаваться различного рода специальные школы, в большом количестве даже в малых городах образовывались художественные и музыкальные школы, дома пионеров. Все это показывает на то, что стандартная советская система образования, заложенная еще в 1920-1930-е гг., на исходе эпохи “чугуна и пара” дала трещину. Другая проблема советской модернизации заключается в ускоренной урбанизации при отсутствии конкуренции на рынке труда в городах. Такая ситуация привела к скоплению в городских центрах миллионов не способных адаптироваться к урбанистическим реалиям людей. С начала 1970-х гг. советская экономика росла только за счет увеличения численности трудовых ресурсов в городах и наращивания добычи полезных ископаемых. В сочетании с мягким бюджетным ограничением эта система работала и могла еще долго работать, но только один фактор помешал этому: снижение качества трудовых ресурсов шло темпами гораздо более быстрыми, нежели развитие экономики в целом. Система уравниловки вела к развитию трудового нонконформизма среди представителей интеллектуальных профессий и иждивенчества среди пролетариата. Данный фактор не мог не отразиться на системе образования через снижение стимулов к получению знаний. Равная или более высокая оплата рабочих профессий по сравнению с профессиями, относящимися к интеллектуальному труду, понизила мотивацию к получению знаний. Наравне с этим продолжавшийся за счет расширения эксплуатации дешевого неквалифицированного труда экономический рост в своем контексте не подразумевал весомых мотивов к обретению настоящего образования. В итоге распространение получили поздняя и ранняя специализации, первая культивировалась в основном заочным высшим образованием - анахронизмом НЭПа и периода индустриализации. На примере средней школы 1970 - 1980-х гг. можно проследить, как институционалировалось российское общество. Эгалитарная система образования распадалась вследствие несоответствия сильно стандартизированного образования прогрессу позднего индустриального общества. Как уже было сказано выше, возникали специальные школы, а внутри обычных школ формировались классы для продвинутых учеников. Разумеется, шансов стать продвинутым учеником было больше у ребенка, чьи родители занимали определенное положение в командно-административной иерархии советского общества. Таким образом, в 1990-е гг. российская система среднего образования пришла в форме распавшегося на различные спецшколы и спецклассы организма, в котором за неимением четких норм, приспособленных к новым реалиям образования, присутствовали уже частично отмиравшие принципы старой системы. В результате получилось так, что школы превратились фактически в автономные структуры, где большая часть ответственности лежала на плечах простого учителя. Положение в высшей школе оказалось не лучшим, оно напоминало среднюю школу, правда, в отличие от последней важным фактором развития здесь была наука. Ускоренная модернизация советского периода включала в себя такое явление, как высшие учебные заведения без научной базы, т.е. фактически ремесленные училища. Произошло это вследствие того, что в период индустриализации и после необходимо было ускоренно подготовить большое количество специалистов по профессиям, требовавшим высшего образования. В итоге большинство вузов стали фактически чисто учебными структурами. Это не смогло не отразиться на ситуации в отечественной науке в целом.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.