English version

Архив номеров

Якшин А.C.

Название статьи:
Стратегия и тактика маркетинга знаний на рынке образовательных услуг

Аннотация:
Исследуются вопросы формирования стратегии маркетинга образовательного учреждения, реализующего свою деятельность в условиях перехода к экономике, построенной на знаниях. Предложены определения маркетинга знаний, а также модель стратегии маркетинга знаний.

Ключевые слова:
образовательный маркетинг, маркетинг знаний, стратегия маркетинга, рынок образовательных услуг.

Содержимое статьи:
Вызовы нового времени в эпоху определяющей роли информации, новейших технологий передачи данных и возрастающей роли коммуникаций ставят перед сферой образования, имеющей государственное значение, задачу инновационного развития для целей постепенного перехода к экономике, построенной на знаниях. Новая экономика требует новых подходов и новых правил организации управления в различных областях сферы образования как на уровне ее государственного администрирования, так и на других уровнях системы образования. Этими уровнями являются рынок образовательных услуг, образовательные учреждения всех форм собственности, а также их образующие внутренние структуры и их участники. Разумеется, практически каждая задача системного характера, например, интеграция образования и науки или проблема отсутствия государственной стратегии развития образования1, сигнализирует о наличии объективной необходимости конструктивно переосмыслить основы функциональных теоретических подходов, имеющих особое значение для практики. При этом процесс исследования предполагает необходимость ответить на вопросы, соответствующие проблематике той или иной области. Актуальным вопросом, с точки зрения формирования экономики, построенной на знаниях, для образовательных учреждений, действующих в условиях рынка, является формирование эффективной стратегии маркетинга. Стоит отметить, что маркетинг образования (в особенности, такие его концептуальные вопросы, как сущность образовательного продукта, маркетинга образования в целом) получил достаточную проработку, благодаря исследованиям современных отечественных авторов2. Вместе с тем, если соединить имеющиеся наработки с существующими к настоящему моменту данными, характеризующими область экономики знаний3, которая сама по себе, будучи государственным приоритетом, является предметом активно проводимых исследований, становится понятным, что отдельные вопросы остаются до сих пор нерешенными, а совокупность всех имеющихся сведений представляет собой фрагментарное поле. Так, рассматривая маркетинг через призму знаниевой экономики в образовательной сфере, в которой в наибольшей степени зарождаются знания, можно говорить о маркетинге знаний как о разделе теоретических представлений о рыночной специфике знаний, об особенностях их формирования, коммерциализации и продвижения основанных на них товаров и услуг. В данной статье выявлена сущность маркетинга знаний в сфере образования, определены его функции, а таже предложена модель стратегии маркетинга знаний, содержащая в себе элементы, имеющие решающее значение для образовательного учреждения, старающегося строить свою деятельность в соответствии с принципами экономики, построенной на знаниях.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.