English version

Архив номеров

Степанова Е.Ю.

Название статьи:
Обеспечение инновационного развития вуза на основе оценки и управления конкурентоспособностью образовательных программ

Аннотация:
Рассматриваются вопросы инновационного развития высшей школы, методы анализа, оценки и управления конкурентоспособностью образовательных программ в рамках концепции групп заинтересованных сторон. Предлагается метод интегральной оценки конкурентоспособности образовательных программ.

Ключевые слова:
инновационное развитие, конкурентоспособность образовательных программ, интегральная оценка конкурентоспособности.

Содержимое статьи:
Основным вектором государственной образовательной политики становится развитие потенциала высшей школы с целью укрепления ее позиций на глобализирующемся рынке образовательных услуг. В современных условиях доминирующим фактором развития высшей школы являются инновации. Выбор направления инновационного развития позволяет вузу выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социально-экономических изменений и выступает важнейшим фактором его успешной деятельности. В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, с новыми коммерческими структурами, оценивая при этом их надежность и перспективы стратегического партнерства. Инновационная модель развития вуза диктует необходимость глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет совершенствования качества всех видов его деятельности. Инновационное развитие вуза проецируется на основные элементы его функционирования, которыми являются: образовательная деятельность (образовательная программа (ОП), технология), организационно-экономическая система и социальная сфера). Одно из важнейших условий успешного позиционирования на рынке создаваемого образовательного продукта - это проведение анализа и оценки его конкурентоспособности (КС). Достоверная оценка КС обязательна для функционирования любого образовательного учреждения (ОУ). В рамках данной статьи под образовательным продуктом будем понимать ОП, реализуемую ОУ, а под ОП - комплекс образовательных и сопутствующих продуктов и услуг, нацеленных на изменение образовательного уровня и (или) профессиональной подготовки обучающихся и обеспеченных соответствующими ресурсами ОУ. КС представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого следует увязывать с видом конкурентного поля. Конкурентное поле характеризует конкурентное окружение вуза и отражает уровень и методы конкурентной борьбы, используемые субъектами данного рынка. В настоящее время рынок образовательных программ является высококонкурентным. По ряду образовательных программ, в частности программ дополнительного профессионального образования, конкуренция ведется не только между государственными и негосударственными вузами, но и между различными образовательными центрами, консультационными компаниями и корпоративными университетами. Существующие характер и методы конкурентной борьбы обусловливает высокий уровень требований не только к содержанию, но и к другим показателям ОП, отражающим их КС. Следовательно, для того чтобы определить, насколько данная ОП конкурентоспособна, необходимо оценить ряд показателей, характеризующих ее КС. Формирование и анализ системы показателей, характеризующих КС ОП, целесообразно начать с исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентные процессы.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.