English version

Архив номеров

Носков В.А., Болгова Е.В.

Название статьи:
Экономическая роль и экономические функции образования в кластере региональной экономики

Аннотация:
Предлагается новый подход к исследованию воздействия образования на региональное развитие. Методологической основой этого подхода является выделение экономических функций образования, реализующих его предназначение по отношению к экономическому росту и развитию экономического пространства.

Ключевые слова:
образование, экономическая функция, экономическое пространство, кластер, инновация.

Содержимое статьи:
Многоаспектность роли образования предопределена его функциями, реализуемыми в отношении общества и экономики. Социальная, культурно-нравственная, духовно-воспитательная, просветительская функции образования являются традиционным и относительно бесспорным предметом изучения соответствующих наук. В то же время признание экономической роли образования, функциональное содержание этой роли и эффективный механизм ее реализации в конкретных условиях - проблемы, незаслуженно остающиеся на периферии научных дискуссий. Экономическая роль образования сводится к формированию интеллектуального потенциала - фундаментального ресурса неоиндустриальной экономики, способности творческого объединения и преобразования совокупных ресурсов. Эффективность ее реализации в существенной степени обусловлена этапом экономического развития, институциональными и организационными особенностями экономического пространства, в котором функционирует система образования. Неоиндустриальная стадия развития отличается от предшествующего этапа - индустриализма - и от последующего этапа - постиндустриализма. Она характеризуется сбалансированной структурой высокотехнологичного индустриального производства и сферы услуг непроизводственного характера и технологиями, емкими по вложениям интеллекта - знаний и научных достижений. Новые знания (преобразованная и усвоенная информация) выступают в ней единственным источником развития интеллектуального потенциала, а образование - сферой производства новых знаний. Способность творческого преобразования ресурсов является исключительной монополией человеческого фактора производства, результатом воздействия которого в неоиндустриальной экономике выступает технологическая, организационная, институциональная, информационная инновация. В этом отношении концентрация интеллектуального потенциала в неких границах экономического пространства приводит к росту инновационной насыщенности данной территории и к ее ускоренному экономическому прогрессу. Эволюция территории может характеризоваться, в узком смысле, экономическим ростом, движущей силой которого выступает технологическая инновация, следствие ее применения - высокое качество роста (за счет воздействия интенсивных факторов), количественно выраженного в приросте ВРП. В более широком смысле, экономическая эволюция территории - это экономическое развитие, основу которого составляет производственный рост, сопровождаемый институционально-организационным прогрессом. Прогрессивность институционально-организационного устройства связана с развитием современных форм организации экономического пространства, в частности с сетевыми формами - территориально-отраслевыми кластерами. Новые знания, являясь источником развития способности человека к производству любого вида инноваций, обусловливают многоаспект- ность экономической роли образования, объективно реализуемой по отношению к устойчивому экономическому росту (т.е. к приросту ВРП, доходов фирм, индивидуальных доходов) и к развитию экономического пространства (концентрация инновационной насыщенности территории, расширение ее инновационного поля, и, как следствие, прирост капитализации региона - увеличение стоимости совокупных активов его предприятий).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.