English version

Архив номеров

Логвинова И.Л.

Название статьи:
Взаимные страховые организации как субъекты предпринимательской деятельности

Аннотация:
В соответствии с российским законодательством взаимные страховые организации не относятся к субъектам предпринимательской деятельности. Такая точка зрения, по мнению автора статьи, не соответствует действительности, и ее законодательное закрепление затрудняет развитие взаимного страхования в нашей стране.

Ключевые слова:
страхование, организации взаимного страхования, предпринимательская деятельность, страховая деятельность.

Содержимое статьи:
В странах с постепенным многовековым развитием рыночных отношений законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, формировалось по мере эволюции различных форм и направлений этой деятельности. Оно изменялось в соответствии с потребностями практики и основывалось, прежде всего, на интересах определенных групп предпринимателей или потребителей товаров, которые инициировали внесение тех или иных положений в законодательные акты. В нашей стране в силу особенностей исторического развития формирование законодательства нередко происходит на основе тех умозрительных представлений о рыночных отношениях и их участниках, которые в значительной степени сформировались в период административно-командной экономики. Будучи закрепленными в законодательстве, такие положения начинают тиражироваться в средствах массовой информации, воспроизводиться в учебной литературе, тем самым укореняясь в сознании многих людей. Они начинают восприниматься как догма именно в силу их законодательного закрепления. При этом нередко положения российского законодательства, основанные на таких представлениях, за- трудняют практическое развитие рыночных отношений, что отражается на развитии экономики нашей страны в целом. Нельзя забывать, что законодательство - это плод деятельности людей; критерием правильности его положений является практика. Практическое применение взаимного страхования, информация о его развитии, теоретические исследования этого экономического явления в течение нескольких десятилетий отсутствовали в нашей стране. Поэтому в настоящее время в законодательстве Российской Федерации содержится ряд касающихся взаимного страхования положений, которые не имеют адекватного теоретического обоснования и не соответствуют практике применения данной разновидности страховых отношений в странах с рыночно ориентированной экономикой. Так, в соответствии с положениями отечественного законодательства, взаимное страхование не является предпринимательской деятельностью. Статья 2 ГК РФ устанавливает, что “предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг…”. В то же время ст. 50 ГК РФ определяет организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, как коммерческие организации, а организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, - как некоммерческие. Следовательно, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что предпринимательская деятельность - это всегда деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательскую деятельность ведут только коммерческие организации. Общества взаимного страхования (ОВС) относятся российским законодательством к некоммерческим организациям. Если исходить из изложенных выше положений, такие организации не ведут предпринимательской деятельности. Однако здесь в Гражданском кодексе РФ наблюдаются определенные противоречия, так как в соответствии со ст. 50 некоммерческие организации “могут осуществлять предприниматель- скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям”. На основании данных положений можно сделать вывод, что российские законодатели ставят знак равенства между предпринимательской и коммерческой деятельностью. Предпринимательская деятельность, по их мнению, ведется только с целью обогащения. Определение обществ взаимного страхования как некоммерческих организаций приводит к выводам о том, что данные организации действуют вне рыночных отношений. Такое место ОВС в системе экономических отношений получило отражение в ряде публикаций. Например, по мнению Ю.Н. Тронина, в национальной системе страхования следует выделять три подсистемы: · подсистема государственного социального страхования и помощи при чрезвычайных ситуациях (государственные учреждения системы социальной защиты граждан и система МЧС РФ); · подсистема рыночного страхования (государственные страховые предприятия, коммерческие страховые предприятия); · подсистема взаимного страхования (общества взаимного страхования)1. Такое выделение перекликается с трактовками Гражданского кодекса РФ. Если подсистема взаимного страхования не является рыночной, значит, организации, представляющие ее (общества взаимного страхования), не могут вести предпринимательскую деятельность, поскольку таковая возможна именно в условиях рынка. Данная точка зрения, вероятно, возникла на основе встречающегося в страховой литературе утверждения, что при взаимном страховании страхователь одновременно является страховщиком2. Представляется, что с точки зрения страховой науки такой взгляд неправомерен. Если согласиться с этим утверждением, то следует признать, что страхователь передает страховой риск сам себе и сам себе уплачивает страховую премию. В действительности страхователь передает свой риск обществу взаимного страхования как особому субъекту хозяйственной деятельности и уплачивает ему за это страховую премию, которая одновременно является членским взносом. В рамках научных взглядов, сложившихся до революции 1917 г. взаимное страхование не выделялось как особое, внерыночное явление. Так, К.Г. Воблый, проводя в 1925 г. периодизацию истории развития страховой отрасли, выделял три этапа: · первый этап (древнее время и средние века) - “существовала идея распределения потерь, падающих на одно лицо, на целую группу”, но еще не существовало специально созданной для этого организации; · второй этап (новое время) - появление отдельных предприятий, “занимающихся страхованием как своим промыслом”; · третий этап (со второй половины ХIХ в.) характеризуется тем, что “государство выступает на арену страховой деятельности, сначала в виде одного из конкурентов частных страховщиков... Государство несет идею страхования в широкие массы населения, создавая особый вид обязательного рабочего страхования…”3. Говоря о конкретных формах страховых предприятий, Воблый выделял единоличную форму и коллективную форму, указывая, “что среди коллективных форм наиболее пригодными для страхового дела оказались акционерная и взаимная формы предприятий”4. Как видим, здесь нет и речи о каком-либо специфическом, “внерыночном”, “непредпринимательском” характере взаимного страхования. В рамках общей теории предпринимательства все деятельные функции людей в сфере экономики подразделяются на те, которые исполняются посредством деятельности по найму, и те, которые исполняются посредством предпринимательской деятельности5. Синонимом термина “предпринимательская деятельность” в современной российской экономической науке является термин “бизнес”. Российские ученые, специализирующиеся в области науки о страховании, однозначно рассматривают страхование как вид бизнеса. По мнению Е.В. Коломина, “в страховании как в одном из важнейших финансовых институтов общества можно выделить две составляющие. Во-первых, страхование предстает как один из видов бизнеса. Соответственно правомерно сложилось понятие “страховой бизнес”, выражающее экономические отношения участников страховой деятельности и их результаты. Во-вторых, страхование выступает как одна из форм зашиты благополучия и благосостояния всех членов общества. Этой стороне страховой деятельности соответствует понятие “страховая защита”, отражающее в большей степени социальную значимость страхования (выделения Е.В. Коломина)”6. По мнению Р.Т. Юлдашева, понятие “страхование” как научная категория отражает четыре базовых аспекта его применения на практике. Одним из аспектов является вид бизнеса7.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.