English version

Архив номеров

Овчаренко Н.А.

Название статьи:
Организация мониторинга конкурентной среды в промышленности России

Аннотация:
Рассматриваются проблемы организации мониторинга конкурентной среды в промышленности, направленного на повышение качества оценки конкуренции и снижение времени реакции стратегических корректирующих действий в народнохозяйственном управлении. Предлагается создание отраслевых информационных систем мониторинга, обеспечивающих единый стандарт формирования и представления данных о конкурентной среде промышленных предприятий.

Ключевые слова:
конкурентная среда, мониторинг конкурентной среды, отраслевая информационная система.

Содержимое статьи:
Актуальность организации мониторинга качества конкурентной среды в промышленности России определяется необходимостью значительного повышения транспарентности отчетных данных, которые формируются в корпоративных информационных системах без учета принципов единообразия методического подхода, необходимости их сплошного учета, унификации и используются сегодня в стратегическом народнохозяйственном управлении. В существующем виде организационно-методическое обеспечение мониторинга конкурентной среды в промышленности выглядит следующим образом. В соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, который утвержден приказом ФАС России от 24 февраля 2010 г. № 89 и зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2010 г. (№ 16935) государственная функция может реализоваться в форме плановых или внеплановых проверок. Плановая проверка проводится в отношении проверяемого лица, включенного в сводный план проверок на основании истечения трех лет со дня: · создания или государственной регистрации проверяемого лица в соответствии с законодательством Российской Федерации; · окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица. Внеплановая проверка проводится антимонопольным органом на основании: · материалов, поступивших из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства; · сообщений и заявлений физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства; · истечения срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; · изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации приказа руководителя антимонопольного органа. Предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности, а в случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверя- емым лицом ранее выданного предписания1. Из приведенного регламента видно, что ФАС России заняла очень удобную позицию в отношении мониторинга конкурентной среды. Действительно, оценить реальную результативность подобных плановых или внеплановых проверок и ее влияние на изменение конкурентной среды очень сложно, а реальные потери предприятий, выраженные в затратах рабочего времени, в простоях и прочем в период проверки, в расчет просто не берутся. В итоге оценить результативность и эффективность выполнения анализируемой государственной функции в существующей системе учета и отчетности ФАС невозможно. В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке данный документ используется в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке и положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе: а) при рассмотрении дел по признакам нарушения ст. 5 и 6 закона “О конкуренции”; б) государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии со ст. 17 закона “О конкуренции”; в) государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и в иных случаях согласно ст. 18 закона “О конкуренции”; г) выдаче предписаний о принудительном разделении (выделении) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствии со ст. 19 Закона “О конкуренции”; д) формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, в соответствии с п. 10 ст. 12 Закона “О конкуренции”2. Проблемой в данном случае является применение данного Порядка в качестве не только меры ограничения деятельности хозяйствующих субъектов, а меры регулирования конкурентной среды. В нынешнем виде мониторинг конкурент- ной среды производится по догоняющему принципу, в то время как он должен быть непрерывным процессом, осуществляемым в рамках деятельности Минпромторга России, направленным на постоянную гармонизацию конкурентной и промышленной политики и обеспечивающим обратную связь от стратегических управленческих воздействий, что позволяет уточнить характер и цель воздействия и добиться его максимальной народнохозяйственной эффективности. В Программе развития конкуренции отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексная система мониторинга состояния конкурентной среды, включающая в себя показатели и критерии ее оценки, а также существует дефицит глубоких научных исследований состояния конкурентной среды. В отсутствие подобной системы мониторинга крайне сложно оценить эффективность и целесообразность мер по введению и пересмотру государственного регулирования, в том числе предлагаемых Программой развития конкуренции, что повышает риск негативного воздействия на конкурентную среду. Программа реализации конкуренции реализуется, на нее выделяются бюджетные деньги, и в то же время в ее тексте присутствует тезис о том, что оценить ее эффективность невозможно. На наш взгляд, до реализации подобных программ либо в ходе подготовки к их реализации необходимо создать систему мониторинга конкурентной среды, после чего, собственно, приступать к реализации мер конкурентной политики. В противном случае оценить их результативность и эффективность фактически невозможно, чем и пользуются соответствующие государственные службы, прежде всего ФАС России, Минпромторг, Минэкономразвития. В Докладе о состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в 2009 г. отмечается, что в настоящее время в России отсутствует комплексная система показателей конкурентной среды3. Применяемые для оценки методы - исследование ОЭСР “Индикаторы регулирования товарных рынков”, доклад Всемирного экономического форума “Глобальная конкурентоспособность”, исследования Всемирного банка “Ведение бизнеса”, отчет “Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия”, “Барометр деловой России”, опросы ВЦИОМ являются косвенными, оценивающими не конкретно состояние конкурентной среды промышленных предприятий, а общие условия ведения бизнеса, которые выступают гораздо более широким вопросом, пересекающимся с конкурентной средой лишь частично. Таким образом, дееспособная система мониторинга конкурентной среды в российской промышленности отсутствует, конкурентная политика, осуществляемая в отношении промышленных предприятий, не может быть оценена с точки зрения ее результативности и эффективности, а следовательно, имеет место в виде очередной формальности, усложняющей условия ведения бизнеса. Между тем существующий уровень развития телекоммуникаций и информационных технологий позволяет организовать систему мониторинга на основе отраслевой информационной системы, обеспечивающей осуществление мониторинговых процедур в режиме реального времени, в том числе и без участия в мониторинге управляющего персонала промышленных предприятий (т.е. с автоматическим формированием отчетов о деятельности предприятий на основе прямого удаленного доступа к электронной отчетности предприятий).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.