English version

Архив номеров

Попова О.В.

Название статьи:
Оценка эффективности кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства

Аннотация:
Освещаются вопросы кооперационного взаимодействия малых предприятий с целью создания наиболее благоприятных условий их функционирования. Представлены критерии эффективности кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства и процедура ее оценки.

Ключевые слова:
малое предпринимательство, кооперация, взаимодействие, критерии эффективности, синергетический эффект.

Содержимое статьи:
Существенное влияние неблагоприятных факторов экономической среды, отсутствие должной государственной поддержки ставят в весьма сложное положение малое предпринимательство в нашей стране. Это приводит к неразвитости сектора малых предприятий и затрудняет формирование конкурентного рынка. В данных условиях важное значение приобретают вопросы кооперации малых предприятий в целях создания более благоприятных условий для каждого из участников взаимодействия. Кооперационное взаимодействие является формой объединения экономически самостоятельных предпринимательских структур, организу- ющих совместную деятельность при решении производственных, экономических, научно-технических, социальных и других задач. Оно может строиться на основе добровольных соглашений и частных контрактов. Взаимодействие малых предприятий на основе их кооперации организуется через объединение ресурсов и их совместное использование. Виды объединяемых ресурсов многообразны, например, это могут быть: · финансовые ресурсы (кредиты внутри кооперационного сообщества, кассы взаимопомощи, лизинг, вопросы оптимизации налогообложения); · материально-технические ресурсы (складские и офисные помещения, запасы сырья, материалов и комплектующих изделий, оборудование, оргтехника, транспорт); · организационно-управленческие ресурсы (ведение бухгалтерии, управление какой-либо стадией производственного процесса, маркетинг, реклама); · интеллектуальный капитал (обмен информацией, знаниями, навыками, компетенциями, опытом). Кооперация в малом бизнесе часто представляет собой объединение малых предприятий в целях снижения собственных издержек. Каждый член кооперативной структуры вследствие объединения получает дополнительную прибыль, что и обусловливает его экономический интерес к взаимодействию. Кроме того, постоянно усложняющаяся внешняя среда, которая становится все более динамичной, приводит к возрастанию рисков. Это заставляет малые предприятия искать пути более тесного взаимодействия друг с другом, разделяя риски между всеми участниками кооперативного сообщества. За счет такого взаимодействия каждое отдельно взятое предприятие может добиваться более устойчивой рыночной позиции в усложняющейся среде, обеспечивать свою выживаемость и конкурентоспособность. Создавая и используя общую ресурсную базу, малые предприятия могут быстро реагировать на изменение потребностей потенциальных клиентов, а также более эффективно выстраивать ценовую политику и управлять спросом. В рамках научно-технической кооперации обеспечивается высокая скорость обмена информацией, знаниями и компетенциями, что способствует развитию инновационного процесса. Получение более высоких хозяйственных результатов на основе образования различных форм кооперационного взаимодействия малых предприятий можно объяснить достигаемым синергетическим эффектом. Существенное внимание анализу эффекта “синергизма” применительно к экономическим процессам уделял известный теоретик в области стратегического менеджмента И. Ансофф, который охарактеризовал его как разницу между совокупным эффектом совместного использования ресурсов и суммой частных эффектов от использования тех же ресурсов по отдельности. Исследователь связывает синергизм с нарушением пропорциональности. Данное понятие называется эффектом “2 + 2 = 5” для того, чтобы подчеркнуть, что эффект от суммы больше, чем сумма составляющих частей. При этом возникающая дополнительная единица (5 - 4 = 1) обусловлена синергизмом1. Для выбора эффективных форм кооперации предпринимательских структур в малом бизнесе важна оценка результатов их взаимодействия. В качестве основных факторов, влияющих на эффективность взаимодействия партнеров, как свидетельствуют результаты исследования зарубежных и российских авторов, следует выделить совместимость целей взаимодействующих предприятий, доверие, координацию действий, качество коммуникаций между участниками взаимодействия, способность разрешения конфликтов путем совместного решения проблем, количество участников, склонность к интеграции, степень взаимозависимости2. Понятие эффективности взаимодействия многопланово. Относительно системы взаимодействующих предпринимательских структур поиск критериев эффективности может быть за- труднен уровнем сложности самой системы. Так, более просто выбрать критерии эффективности и оценить их можно при взаимодействии двух предприятий. Система взаимодействия предпринимательских структур, образующаяся при кооперации малых предприятий, является синергетической, поэтому при оценке эффективности ее функционирования нужно учитывать существующую взаимную связь с внешней средой. Так, сама по себе эффективно функциониру- ющая система может оказывать некоторые негативные воздействия и наносить экономический ущерб смежным системам или системам более высокого иерархического уровня, частью которых она является. Сложность в формулировании критериев эффективности кооперационного взаимодействия малых предприятий появляется и потому, что каждый субъект прежде всего нацелен на достижение собственной индивидуальной эффективности. В свою очередь, величина индивидуальной эффективности, которую каждый партнер получает в результате взаимодействия, зависит от эффективности функционирования всей системы. В общем случае, эффективность взаимодействия предпринимательских структур характеризуется соотношением полученных результатов и затрат на функционирование системы. Когда ассоциация малых предприятий разрастается и в ней усложняются процессы взаимодействия, то ее участникам приходится нести дополнительные затраты на содержание лица (заработная плата), организующего работу ассоциации, или на дополнительное программное обеспечение в форме денежных взносов. Стимулы для объединения предпринимательских структур в кооперационном взаимодействии появляются тогда, когда эффекты от кооперации больше затрат на формирование кооперации. У каждого из участников взаимодействия должна существовать некая причина, которая покрывает преимущества автономного функционирования этого предприятия. Для того чтобы разовое кооперационное взаимодействие малых предприятий переросло в устойчивые связи между ними (в симбиоз), превышение кооперационных эффектов над кооперационными затратами должно покрывать возможные убытки от воздействия внешней среды3. Следует отметить, что не всегда причиной, побуждающей предприятие к установлению и сохранению взаимодействий, является увеличение текущей экономической выгоды. В условиях большой неопределенности и динамичности рынка многие предприятия во главу угла ставят достижение стабильности и способны пожертвовать текущей экономической выгодностью с целью движения по наиболее стабильному пути развития. Например, стабильность может увязываться с сокращением рисков, сопровожда- ющих развитие предпринимательской структуры, или с возможностью в рамках взаимодействия реализовать ее стратегические планы. В связи с этим интересным представляется подход, предложенный Д. Уилсоном и С. Джантраниа, который предполагает рассмотрение эффективности взаимодействия с точки зрения ценности взаимоотношений для каждого из субъектов системы4. При этом выделяются три составляющие ценности взаимоотношений: экономическая (повышение конкурентоспособности, сокращение производственных затрат, повышение качества производимых продуктов и услуг, доступ к ресурсам, технологиям, информации), стратегическая (оптимальное распределение ресурсов, развитие ключевой компетенции, стратегические цели компании) и психологическая (доверие, приверженность взаимоотношениям, формирование общей системы ценностей).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.