English version

Архив номеров

Копацкая С.А.

Название статьи:
Культурно-информационная система как фактор регионального развития

Аннотация:
Доказано, что культурно-информационная система отражает отраслевую и секторальную не- однородность культурно-информационной среды региона, а эффективное управление данной системой позволит сформировать устойчивую конкурентоспособность региона и создать единое информационно-культурное пространство страны.

Ключевые слова:
культурно-информационная система, регион, культурный потенциал, средства массовой информации и коммуникации, культурная политика.

Содержимое статьи:
Культура, являясь чрезвычайно многогранным явлением, выступает достаточно сложным объектом исследования и управления. С позиций управления, в частности и на региональном уровне, культура может рассматриваться как система, комплекс, совокупность различных комплексов, что позволяет по мере необходимости акцентировать внимание на различных сторонах развития культуры и культурной политики. Подход к культуре как к объекту управления с позиций системы и комплекса представляют ее как нечто целое, имеющее сложную структуру и представляющее собой совокупность, сочетание или единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи различных компонентов. В общем виде, основной задачей региональной культурной политики является комплексное использование культурного потенциала как совокупности выраженных в различных формах материальных и нематериальных ценностей с целью обеспечения социально-экономического и общественного развития. Важно, чтобы на каждом этапе культурного развития результат культурной деятельности соответствовал потребностям будущего и мог бы служить ресурсом, своеобразным капиталом для последующего развития. Культурная политика как элемент управления призвана сгладить неравномерность культурного развития, придав ей, насколько это возможно, равномерный, поступательный характер. В данной связи особую актуальность в управленческом процессе приобретает определение так называемых “точек опоры”, т.е. наиболее эффективных областей и инструментов для поддержания необходимого положения культуры в общественном развитии. По мнению многих ученых и практиков, в современном мире такой точкой приложения управленческих усилий должны выступать средства массовой информации и коммуникации (СМИК). В данной ситуации нужно отметить два принципиально важных с позиции управления культурной политикой момента: во-первых, невозможность обособленного развития средств массовой информации и коммуникации и культуры, во-вторых, возможность сочетания в области культуры индивидуальных и общественных интересов в деятельности СМИК. Исследование взаимосвязи культурной и информационной составляющих в государственной политике позволяет нам говорить о том, что информация занимает все более приоритетные позиции в процессе использования и воспроизводства культурного потенциала региона. Для выявления взаимосвязи таких факторов, как культурный потенциал, информация по культурному наследию и культурный имидж региона, считаем необходимым ввести понятие региональной культурно-информационной системы (КИС), под которой подразумевается единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи компонентов, функционирующих в условиях рыночной экономики и объединенных общей целью по сохранению и распространению материальных, духовных и информационных культурных ценностей для формирования единой информационно-культурной среды региона. Организации, входящие в состав КИС, разнятся своим организационно-правовым статусом, секторальной принадлежностью; свое место в комплексе занимают также индивидуальные производители и потребители культурно-информационных благ. Разработанная автором структура культурно-информационной системы, отражающая отраслевую и секторальную неоднородность культурно-информационной среды региона, содействует на основе регулирования культурно-информационных потоков созданию сбалансированной системы воздействия на развитие региона. Укрупненная схема КИС представлена на рисунке.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.