English version

Архив номеров

Никифорова Ю.В.

Название статьи:
Интеллектуальный капитал организации: новый подход к определению и оценке на базе квантово-механической теории

Аннотация:
Рассматривается современное состояние вопроса оценки и управления интеллектуальным капиталом предприятия. Выделены особенности структуры ИК, проблемы бухгалтерской оценки неосязаемых активов. Предложен альтернативный подход к идентификации и оценке интеллектуального капитала на базе квантово-механической теории, которая имеет развитый математический аппарат моделирования развития нематериальных объектов.

Ключевые слова:
интеллектуальный капитал, неосязаемые активы, человеческий капитал, рыночный капитал, структурный капитал, квантово-механическая теория, декогергенция, эгрегор, мера сознания, воля квантовой системы.

Содержимое статьи:
В настоящее время в официальной научной среде, а также среди экономистов и управленцев-практиков утвердилось мнение о том, что в современной экономике в составе основного капитала в обязательном порядке должны присутствовать так называемые “нематериальные” составляющие: эффективный менеджмент, внутрифирменная организационная структура, характер взаимодействия с внешней средой, применение информационных технологий, способность персонала к самообучению и генерированию новых идей, творчеству и т.д. Специфика этих ресурсов заключается в том, что они являются результатом интеллектуальной деятельности человека и информационной деятельности общества вообще. Изначально проблема оценки неосязаемых факторов возникла в информационно насыщенных компаниях, у которых объем материальных активов невелик, а интеллектуальный потенциал высок. Инвесторы не решались вкладывать средства в подобные компании, и появилась необходимость расчета величины их неосязаемых активов, чтобы создать более адекватную картину, отражающую деятельность компании и ее перспективы. Как правило, исследователи интеллектуального капитала (далее - ИК) выделяют в его составе три основных элемента: человеческий капитал, структурный (организационный) капитал и рыночный (клиентский) капитал. В составе человеческого капитала рассматриваются величина неотделимых личных умений и навыков индивида, состояние его здоровья, предпринимательская активность, культурно-нравственное состояние и способность к труду и творчеству. Под структурным капиталом обычно понимают способность фирмы управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для фирмы направлении. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами, - это имидж компании, торговые марки, признание продукции. Организационный капитал - это, по своей сути, систематизированная и формализованная компетентность компании, а также системы, усиливающие ее творческую эффективность, организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Данный элемент капитала включает в себя интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность компании к обновлению (инновациям). Кроме того, в структуру организационного капитала входят системы производства, сбыта, послепродажного сервиса, в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта. Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация, а не ее отдельные работники. Рассматриваемый вид капитала создают люди, однако он принадлежит компании и его можно развивать с помощью управления знаниями. По сути, организационный капитал можно представить как внедренные или сгенерированные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий. Такой капитал может включать в себя определенную информацию, которая записана в базах данных, в инструкциях и стандартах по выполнению процедур, или же неписаные знания, которыми можно овладеть, обменяться или, насколько возможно, кодифицировать их. Вышеописанная структура ИК весьма нестабильна и постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точного учета нематериальных факторов. Статистическая и бухгалтерская оценки ИК крайне затруднены, так как между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия, поэтому бывает сложно с достоверностью оценить качество интеллектуального труда и стоимость его продукта через количество усилий и ресурсов, приложенных к его достижению. Общепризнано, что роль ИК в современных производственных процессах постоянно усиливается. Это порождает необходимость во всесторонних исследованиях данного феномена. Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, что в настоящее время признается и исследователями, и практиками. По указанной причине каждая модель уникальна и отражает специфику своей компании. В имеющейся литературе и в нормативных актах сущность неосязаемых активов рассматривается с разных точек зрения. Поэтому наблюдается большое разнообразие подходов к определению как сущности, так и структуры неосязаемых активов. Для обозначения неосязаемых активов используются разные названия, каждое из которых отражает, как принято, преследуемую цель и стремление исследователя отделить рассматриваемое явление от уже существующих. Вещественных измерителей ИК компании по аналогии с другими ресурсами сегодня не существует. Путаница же в понятиях “интеллектуальный капитал”, “интеллектуальная собственность”, “гудвилл”, “неосязаемые активы”, “интеллектуальные активы”, “деловая репутация”, “бренд компании”, “цена фирмы”, “деловые активы”, “интеллектуальная собственность” и других говорит о том, что по данному вопросу не существовало и не существует единого мнения. Вместе с тем ИК принадлежит ряд общепризнанных свойств: нематериальный характер, эмерджентность структуры, условность оценок и относительность прав собственности. Нечеткость и многообразие формулировок, существование принципиально разных методов расчета, а также другие “нестыковки” свидетельствуют о том, что исследователи находятся в плену заблуждений, вызванных противоречиями и ложными постулатами современной экономической парадигмы, инструментарий которой часто является лишь игрой воображения ученых-экономистов и совершенно не подходит для исследования данного, с нашей точки зрения, сугубо материального феномена. Однако это не классическая “материальность”, как ее понимает ортодоксальная наука. На основе методов экономической теории в принципе невозможно выявить сущность ИК как истинно материальной категории и описать его физические характеристики. Попытки втиснуть кажущийся нематериальным феномен в прокрустово ложе стоимостного подхода заранее обречены на провал. За всю историю существования экономической теории (а это около 500 лет) кванта стоимости никто в материальном воплощении не видел, и стоимость до сих пор остается суждением1: свыше 90% того, что мы называем деньгами сегодня, в действительности является электрическими сигналами в компьютерах. Мировая финансовая система ныне стала источником патологии в финансах, политике, экономике, демографии, экологии, науке, образовании, здравоохранении, культуре и т.д. Деньги теперь не выполняют своих функций, так как механизм их использования намеренно искажен. С нашей точки зрения, подход к идентификации и оценке ИК должен быть изменен коренным образом. Выход из тупиковой, на наш взгляд, ситуации возможен за счет использования достижений естественных наук. При исследовании неосязаемых активов всю деятельность человека и даже его предназначение целесообразно рассматривать не под углом экономического образа мышления, в основе которого лежит надуманный стоимостный метод оценки результатов деятельности общества, а с помощью метода квантово-информационного взаимодействия среды и образуемых людьми социальных модулей2. При таком подходе совершенно ясно, что информационная (или интеллектуальная) составляющая в деятельности людей приобретает главенствующее значение. Виртуальная реальность (сознание, знания) руководит действиями людей, которые эти действия способны осуществить только при наличии некоторого энергетического потенциала.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.