English version

Архив номеров

Радченко В.П.

Название статьи:
Маркетинговые технологии включения сельской территории в региональные и национальные социально-экономические инициативы

Аннотация:
Стратегическая схема действий по интеграции сельского муниципального района в общественные и социально-экономические программы для руководителей муниципалитета, по обеспечению вовлечения сельского социума в процессы общественной самоорганизации и самоуправления должна включать в себя vision-методологию, принципы синергизма, а также деятельностно-функциональный подход как в организации системы управления территорией, так и в использовании маркетинга для достижения целей устойчивости и генерирования ее стратегических конкурентных преимуществ.

Ключевые слова:
сельский социум, институты, национальные социально-экономические инициативы, территориальный интерес, мотивы, сельские территории.

Содержимое статьи:
Активизация и оптимизация экономического поведения хозяйствующих субъектов в рамках территориальных сельских ареалов, осуществляемые на основе стратегического маркетингового управления, предусматривают постепенное наращивание конкурентного и маркетингового потенциала территории как за счет использования ее собственных ресурсов, так и на основе ее участия в системе национальных, региональных социально-экономических проектов и привлечения необходимых инвестиционных, инновационных и финансовых ресурсов, подкрепляющих возможности территории в достижении параметров ее устойчивого развития. В условиях глобализации мировой экономики, усиления конкуренции на национальном и международных рынках формирование и удержание территорией своих конкурентных преимуществ являются базовыми условиями для сохранения социальной стабильности и экономической устойчивости, недопущения энтропии агропроизводственного потенциала и снижения эффективности отраслевой структуры сельской экономики. Стратегическая цель развития сельской территории - сохранение и развитие ресурсного потенциала, создание условий для жизнедеятельности сельского социума, формирование локальных рынков. Все это обеспечивает целостность территориальной системы, создает внутренние импульсы к ее развитию. В настоящее время сельская экономика выступает приоритетом государственной политики, которая за последнее время существенно и позитивно изменилась: модифицировано правовое поле и законодательно закреплено приоритетное положение села в структуре национальной экономики1, разработана система целевых индикаторов развития сельской местности и выделены направления достижения устойчивости сельских территорий2, реализован Приоритетный национальный проект “Развитие АПК”. Государство закрепило особый статус сельских территорий как пространства для воспроизводства человеческого капитала аграрной экономики3. Наряду с национальными проектами и правовыми документами региональные и местные администрации разрабатывают и претворяют в жизнь региональные, областные, адресные программы и проекты, обеспечивающие реализацию стратегических целей, определенных на федеральном уровне, с учетом специфики конкретных регионов и потребностей отдельных сельских территорий. Важнейшим фактором обеспечения эффективности и реализуемости всего пакета государственных и общественных проектов и программ является активное соучастие в них и самих субъектов сельских территорий - сельхозпроизводителей, общественных организаций, сельских семей и отдельных жителей - с целью эффективного использования бюджетных ресурсов и собственных средств. По мнению И. Буздалова, такой способностью обладают лишь крупные и средние предпринимательские структуры, представленные клубом “Агро-300”, включающим 1,3% общего числа предпринимательских структур; в них сосредоточено 7% занятых в отраслях сельского хозяйства, 4% пашни и 2% всех сельхозугодий4. Низкая вовлеченность субъектов сельской экономики в разработку и реализацию государственных программ объясняется несколькими причинами:

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.