English version

Архив номеров

Моисеев Р.Е.

Название статьи:
Актуальность замещения традиционных ресурсов продуктами переработки отходов промышленности

Аннотация:
Проанализирован зарубежный опыт существующих методов утилизации отходов, представлены способы использования имеющихся разработок по повышению конкурентоспособности отечественной продукции и эффективности экологически безопасного использования ресурсов, а также авторский способ переработки методом пиролиза изношенных автошин.

Ключевые слова:
изношенные автомобильные покрышки, утилизация, пиролиз, тепловая энергия, резинотехнические отходы, организация производства, вторичные ресурсы, экологические проблемы.

Содержимое статьи:
Проблема хранения и утилизации старых автомобильных покрышек на сегодняшний день стоит очень остро. Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются в 25 млн. т при ежегодном приросте не менее 7 млн. т. Из указанного количества в мире только 23 % покрышек находят применение. Остальные 77 % не утилизируются из-за отсутствия рентабельности данного процесса1. Изношенные автошины хранятся легально и нелегально на полигонах, предназначенных исключительно для использованных автопокрышек, и на смешанных свалках с другими отходами. Это несет в себе большую опасность, ведь на подобных свалках часто возникают пожары, которые бывает сложно потушить из-за быстрой воспламеняемости шин. В связи с запретом в Европе на складирование старых покрышек возник вопрос о способах их утилизации. Франция нашла такой выход: 18% шин сжигают, 21% измельчают в крошку, 11% используют в парках, портах и т.д., а для 46% находится возможность восстановления путем нанесения специального покрытия, которое позволяет использовать покрышки еще длительное время2. Простым способом утилизации старых покрышек стало измельчение - переработка в крошку, что позволяет максимально сохранить физико-механические и химические свойства материала. Но, с другой стороны, дороговизна, сложность и энергоемкость оборудования не дают этому способу стать экономически эффективным решением проблемы. Так, например, только в Соединенных Штатах выбрасывается на свалку 288 000 000 автошин каждый год. В Западной Европе их ежегодно производится огромное количество: в Германии - 550 000 т, во Франции - 350 000 т, в Великобритании - 290 000 т, в Италии - 150 000 т. На конец тысячелетия только в Западной Европе количество использованных автомобильных покрышек превысило 2 500 000 т. В Великобритании ежегодно отправляются на пункты хранения или закапываются около 105 000 т покрышек (примерно 36% производимых), непригодных для дальнейшего использования. В Западной Европе утилизация шин путем их закапывания в грунт стоит минимум 246 евро за 1 т3. Сжигание автопокрышек происходит, в первую очередь, в цементной промышленности и на теплоэлектроцентралях. Шины используются здесь как заменитель угля и мазута. Но в данном методе есть ряд недостатков. Температурные колебания в процессе горения ведут к неполному сгоранию шины. При этом при температуре ниже 1100°C образуются такие ядовитые вещества, как хлорированный диоксин и фуран. А сейчас известно, что подобного рода процессы способствуют усилению “парникового эффекта”. Так, в процессе горения образуется около 3700 кг CO2 на 1 т шин. Сжигание шин было актуальным несколько десятилетий, так как представляло собой недорогой способ получения энергии и возможность экономить первичные горючие материалы. Сейчас же топливо, технический углерод и горючий газ можно получить практически из ничего, из того, что мы привыкли считать обычным мусором - из использованных автопокрышек. Сегодня уже существует способ, когда можно использовать прибыльную и экологически абсолютно безопасную технологию утилизации старых автопокрышек.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.