English version

Архив номеров

Брылева М.Е.

Название статьи:
Государственное регулирование предпринимательства в сфере торговли: проблемы и пути решения

Аннотация:
Проанализирована существующая нормативно-законодательная база государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли, выявлен ряд ключевых проблем и предложены альтернативные пути решения существующих сложностей.

Ключевые слова:
государственное регулирование торгового предпринимательства, торговая деятельность, развитие сектора торговли, направления властного воздействия.

Содержимое статьи:
Оборот сектора торговли в Российской Федерации в 2009 г. достиг уровня в 43,1 трлн. руб. При доле затрат населения на товары в рознице, превышающей 60% располагаемого дохода, торговля занимает лидирующие позиции по вкладу в российский ВВП: доля торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике России в 2008 г., превысила 20%. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно, именно от широты и разнообразия каналов, а также от уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию страны товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сектора, государство может способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике страны в целом. Концептуальная позиция Российской Федерации в области государственного регулирования предпринимательства и экономики не сформирована с надлежащей точностью и однозначностью восприятия всеми участниками воспроизводственного процесса. Такая ситуация сложилась под влиянием разгосударствления экономики и развития предпринимательства. Государственная экономическая политика последние 18 лет осуществлялась согласно идее саморегуляции рыночных механизмов при отсутствии системы новых направлений и методов государственного регулирования. В настоящее время политика органов власти государства и регионов вследствие неоднозначности их позиции характеризуется колебаниями от уровня необходимости влияния на экономическое развитие региона до уровня отсутствия властного вмешательства. На практике такой принцип реализуется в противоречащих мерах органов власти: снижение барьеров, с одной стороны, и нагромождение контрольных мероприятий, дублирующих друг друга, - с другой. Такая ситуация приводит к конфликту базовых интересов в системе “продавец - власть - потребитель” и формирует неверное понимание сути и направлений государственного регулирования деятельности предпринимательских структур. Кроме того, указанные тенденции являются отражением недостаточности комплексного видения содержания и направлений властного воздействия на экономическое развитие. Приведенные предпосылки определяют необходимость анализа сложившегося содержания и перспективных направлений государственного регулирования торгового предпринимательства. Рассмотрев существующие инструменты государственного регулирования, автор пришел к выводу, что имеются некоторые пробелы в налоговом законодательстве, которые необходимо заполнить соответствующим нормативным материалом. В качестве примера можно привести отсутствие в налоговых целях по некоторым категориям товаров установленных величин потерь, включаемых в себестоимость и связанных, в част- ности, с боем тары при транспортировке. Несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве (гл. 25 Налогового кодекса РФ) прямого запрета на отнесение таких потерь на себестоимость, налоговые органы считают такое отнесение неправомерным, поскольку для целей налогообложения к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814, нормы естественной убыли разрабатываются министерствами и ведомствами по отраслям экономики. В настоящее время действуют нормы естественной убыли, как утвержденные для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства РФ, так и утвержденные органами исполнительной власти до 1 января 2002 г. В части санитарно-эпидемиологического надзора даже законодательство федерального уровня представляет собой довольно обширную базу разрозненных документов. В странах с более продолжительной историей развития законодательной базы по санитарной безопасности существуют единые кодексы, применяемые ко всем предприятиям, состоящим в цепочке производства и дистрибуции продуктов питания. Существуют также международные стандарты, соблюдение которых повышает уровень санитарной безопасности торговли и делает законодательство более прозрачным. Единые стандарты и требования действительны по всей рассматриваемой цепочке. Лицензионные требования, предъявляемые к отдельным торговым организациям, зачастую представляют собой необоснованные барьеры, ограничивающие доступ к рынку и тормозящие его развитие. Сегмент торговли бытовой техникой в значительной степени страдает из-за высоких пошлин на импортные товары. Негативные последствия политики искусственной поддержки отечественного производителя в сложившейся экономической ситуации сказываются как на самом секторе торговли, так и на потребителях и государстве. Рост цен для конечного потребителя сокращает товарооборот или вынуждает торговые организации работать с минимальной прибылью и в результате выходить из бизнеса или переключаться на “серые” схемы торговли и поставок, что в итоге снижает объемы налоговых поступлений. В связи с этим необходимо рассмотреть возможности использования других механизмов развития российского производителя, нежели таможенные пошлины. Сектор продовольственной торговли зачастую вынужден неэффективно использовать торговые площади, так как существует запрет на размещение продуктов питания и бытовой химии на полках, расположенных друг напротив друга (п. 5.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов”). Подобное положение при сегодняшнем уровне развития производственных технологий и, что более важно, технологий упаковки не вполне целесообразно. К снижающим эффективность сектора торговли относится и запрет на выставление продукции на полки в упаковке производителя. Так, например, по оценкам экспертов, снятие подобного запрета позволило бы повысить эффективность игроков в три раза. Абсолютно все торговые организации вне зависимости от продуктового сегмента испытывают сложности с получением разрешения на строительство торговых объектов. Более того, компании, строящие собственные торговые объекты, отмечают несоответствие требований строительных норм и правил современным возможностям строительной индустрии, что усложняет процесс строительства и процедуры сдачи и регистрации объектов торговой недвижимости. Все торговые организации также отмечают высокую сложность процесса оформления разрешительной документации на торговую деятельность. Представляется также излишним запрет на размещение в первом, втором и цокольном этажах жилых зданий помещения для магазинов суммарной торговой площадью более 1000 м2 с целью соблюдения санитарных норм шумности, так как современные технологии, используемые в производстве торгового оборудования и звукоизоляционных материалов, позволяют без нарушений санитарных требований размещать в жилых зданиях объекты даже большей площади. Запрет на размещение в жилых домах торговых объектов, реализующих легковоспламеняющиеся товары, к которым зачастую относятся и лакокрасочные изделия, также требует пересмотра в связи с современными технологиями упаковки, препятствующими возможному возгоранию. Современные технологии упаковки также позволяют пересмотреть требования к торговым организациям, запрещающие размещение в относительной близости друг к другу продуктов питания и отдельных видов непродовольственных товаров. Требования пожарной безопасности к наличию большого количества несущих стен и перегородок препятствуют развитию современных торговых площадей, предусматривающих большие открытые площади.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.