English version

Архив номеров

Нугуманова Л.Ф.

Название статьи:
Эволюция представлений о сущности сбережений домохозяйств в работах зарубежных экономистов

Аннотация:
Представлена эволюция взглядов на содержание сбережений домохозяйств, исследована трактовка категории “сбережение” зарубежными экономистами различных школ и направлений.

Ключевые слова:
сбережения, домохозяйства, деньги, богатство, инвестиции, капитал, потребление, национальное богатство, экономический рост, приращение по стоимости.

Содержимое статьи:
В настоящее время в научной экономической литературе и практике не существует единого определения, точно и однозначно раскрывающего сущность сбережений как экономической категории. Сбережения рассматриваются как своеобразный фонд финансовых ресурсов, который может быть трансформирован в инвестиции и, таким образом, выступать как один из основных источников расширенного воспроизводства, скорейшего выхода экономики из кризиса. Вместе с тем сбережения представляют собой отложенное (или будущее) потребление, сокращение которого увеличивает платежеспособность домохозяйств, стимулирует внутренний спрос населения, тем самым создавая условия для расширения совокупного предложения. Проанализируем основные сущностные характеристики сбережений как экономической категории в научных трудах зарубежных мыслителей. Первые упоминания о сбережениях можно найти в трудах древнегреческих ученых. Так, М. Катон в трактате “О земледелии” пишет о необходимости сбережения имущества: “...смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении”1. В труде “Домоводство” Ксенофонт указывает, что важно “не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду”2. Аристотель в труде “Политика” отмечает, что сбережения появились благодаря деньгам. Он определяет сбережения как деньги, оставшиеся после расходов на потребление. При этом Аристотель выделяет экономику как “приобретение, согласное с природой”, и хремастику, цель которой - служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению3. В учениях древности сбережения упоминаются как экономические категории. Основное происхождение сбережений видится в превышении доходов над расходами на потребление, что представляет собой излишек. В то же время подчеркивается, что мотив сбережений - общественная польза и сбережение не должно становиться самоцелью. Сбережения рассматриваются в денежной (Аристотель) и натуральной формах (Катон). Несколько иной подход к происхождению сбережений представлен в работах меркантилистов. Один из основателей меркантилизма Т. Ман в XV в. писал: “...только тот человек процветает и богатеет, который, имея больший или меньший доход, соответственно соразмеряет свои расходы; он может в таком случае ежегодно производить сбережения для своего потомства... Поэтому трудолюбие, которое увеличивает богатство, и бережливость, которая его сохраняет, являются поистине верными стражами богатства государства”4. В этом смысле подчеркивается роль государства в создании условий для наличия и сохранения сбережений гражданами. С точки зрения меркантилистов, главным источником богатства являются деньги, а сбережения выступают средством накопления денег. Подход меркантилистов отличается от подхода древнегреческих ученых, так как в данном случае сбережения выступают не как результат излишка, а как результат экономии средств. Бережливость рассматривается как залог богатства. Основные функции сбережений в представлении меркантилизма - накопление и сохранение богатства. При этом сбережения как источник увеличения богатства не рассматриваются.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.