English version

Архив номеров

Шубин А.В.

Название статьи:
Социально ответственное поведение как условие легитимности фирмы

Аннотация:
Исследуется стратегия поведения корпораций с точки зрения ее устойчивого развития. Обосновывается необходимость социально ответственного поведения фирмы как важнейшего критерия ее легитимности. Дается попытка описания взаимоотношений фирмы с остальными людьми или организациями, имеющими влияние на компанию или подверженными ее влиянию, с точки зрения стейкхолдерской теории фирмы.

Ключевые слова:
социально ответственное поведение фирмы, корпоративная социальная ответственность, стейкхолдеры, стратегия устойчивого развития корпораций, нефинансовая отчетность, легитимность.

Содержимое статьи:
В многочисленных работах, посвященных социально ответственному поведению фирмы и корпоративной социальной ответственности, зачастую предметом дискуссий является дихотомия необходимости максимизации прибыли и ее социально ориентированных затрат. Предлагаем совместить эти два понятия ввиду необходимости общего развития институциональной среды присутствия предприятия. Без прибыли социально ответственное поведение лишено смысла, как и вообще деятельность фирмы. Вместе с тем без развитой инфраструктуры, без устойчивой к изменениям среды тоже сложно строить бизнес. Необходима выработка взаимовыгодных условий взаимодействия корпорации и “экономического сообщества”. Попробуем обосновать возможность симбиоза получения справедливого уровня прибыли фирмы с ее “этичным” поведением. Не секрет, что коммерческая деятельность предприятия напрямую влияет на общество, в котором оно функционирует, а будущие успехи в бизнесе тесно связаны с развитием социально-экономической среды. Потенциал роста социально-экономической эффективности в условиях возрастающей конкуренции все более определяется нематериальными факторами. Доверие становится одним из важнейших условий нормально функционирующих рынков, а уровень получаемой прибыли и возможности дальнейшего устойчивого развития все больше зависят не только от технологической составляющей, но и от позиционирования в институциональной среде присутствия предприятия, основанного на социальной ответственности и репутации, на повышении уровня доверия потребителей. Менеджеры предприятий сталкиваются с постоянно изменяющимися внешними условиями, что заставляет их держать руку на пульсе в периоды нестабильности и все убыстряющихся изменений. Выделим основные силы, определяющие некоторую трансформацию взглядов на факторы, необходимые для устойчивой и эффективной работы фирмы: · глобализация рынков, финансовых потоков, потребительских предпочтений, глобальная конкуренция; · трансформация рынков ввиду смены технологий, быстро развивающиеся информационные технологии, дающие возможность децентрализации принятия решения, что и позволяет использовать менее иерархические структуры в управлении; · переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях и информации. Человеческие ресурсы как основной вид стратегических ресурсов, начинающие заменять финансовый капитал. Традиционные понятия работы, организации рабочего места, а также мотивации, ставящиеся под сомнение; · демографические изменения, создающие несоответствия между существующей системой образования и нуждами экономики, требующей знаний и информации. С изменением среды мирового бизнеса меняются и требования, которым необходимо соответствовать для достижения успеха и конкурентоспособности на рынке. Это подводит нас к возрастающей необходимости трансформации принципов отношений фирмы с потребителями, поставщиками, сообществами людей и иными заинтересованными сторонами, каким-либо образом пересекающимися в своей деятельности с деятельностью фирмы. Уровень социальной ответственности компании проявляется в ее деятельности. Разработка общих принципов и критериев оценки социально ответственного поведения фирм окажет позитивное влияние на общественное развитие. С одной стороны, бизнес представляет собой процесс получения прибыли, производства ВВП и т.п. С этой точки зрения социальная сфера ответственности бизнеса весьма ограничена. Он должен платить “добросовестно” налоги, которые идут в бюджет государства, зарплату сотрудникам и собственно все. Государство, в свою очередь, финансирует социальные программы и местное самоуправление. С другой стороны, если рассматривать бизнес как часть общества, а следовательно, как некую политическую силу, то бизнес является непосредственным актором политической жизни вообще, причем им нельзя подменять государство в социальном блоке. Партнерство в решении проблем социальной сферы видится оптимальной формой сотрудничества. При этом встает вопрос разделения функций государства и бизнеса в формировании социально устойчивой институциональной среды. Выделение социальных и экономических индексов (рейтингов, отчетов, показателей) конкретных предприятий будет напрямую влиять на имидж компании как на внутренних, так и на международных рынках. Тема выделения в качестве цели предприятий не только максимизации прибыли не нова. В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле (Berle, 1931) и М. Додда (Dodd, 1932) послед- ним был выдвинут тезис о целях фирмы: в действительности цели корпорации включают также (за исключением максимизации прибыли акционеров) обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества. Этот тезис косвенно отражает концепцию стейкхолдерской теории фирмы, возникшей в конце 1960-х гг. (СТФ). Стейкхолдер - это человек или организация, имеющая влияние на компанию или подверженная ее влиянию. Например, работники компании, покупатели, правительство, общественные организации. У каждого стейкхолдера свои интересы и потребности. В идеале компания должна стремиться к балансу интересов и потребностей различных заинтересованных сторон. Различают внутренних и внешних стейкхолдеров. К первым относятся работники, акционеры, менеджеры компании, ко вторым - профсоюзы, общественные организации и т.п.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.