English version

Архив номеров

Кузнецов П.А., Коршенко И.Ф., Кузнецов П.А.

Название статьи:
Готовы ли вузы к созданию успешных хозяйственных обществ?

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с появившейся у вузов возможностью создания хозяйственных обществ, определению целей и задач, стоящих перед руководителями как вузов, так и хозяйственных обществ, выработке подходов и наиболее эффективных путей развития для всех малых компаний, создаваемых в инновационном поясе российских вузов.

Ключевые слова:
инновационная деятельность вуза, хозяйственные общества, Федеральный закон № 217-ФЗ, малые инновационные компании, инновационные продукты, управление проектами, вузовский проектный центр.

Содержимое статьи:
В 2009 г. у вузов появилась давно ожидаемая возможность реализовать собственные разработки путем создания хозяйственных обществ - малых инновационных компаний. Но готовы ли вузы не просто к созданию компаний, а компаний успешных, которые будут динамично развиваться и приносить прибыль учредителям? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: а для чего вообще вузу нужны такие компании? Если нужны лишь для того, чтобы отчитаться: смотрите, сколько компаний мы создали, вот какой огромный у нас потенциал, то, очевидно, при таком подходе успешной в самом лучшем случае станет только очень малая часть из них, и произойдет это благодаря личным усилиям руководителя и исполнителей конкретного проекта, а не системной подготовке процесса организации хозяйственных обществ в вузах. Другой подход возникает при желании вуза путем создаваемых малых инновационных компаний стать реальным субъектом региональной экономики, формировать доходную часть своего бюджета, реализовывать различные программы развития за счет коммерческих результатов, получаемых при реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ. При этом вуз должен четко понимать, согласно какой именно логике он действует при реализации своих прав учредителя малой инновационной компании и формировании политики компании. Если вуз ориентирован на извлечение дивидендов для текущего пополнения своего бюджета, то необходимо понимать, что практически при любом инновационном продукте, для коммерциализации которого создавалась малая компания, получение дивидендов в значимых для бюджета вуза объемах может состояться при самых благоприятных условиях не ранее чем через три - пять лет после появления компании на рынке. Причем совершенно очевидно, что будет иметь место некое различие целей малой компании и вуза, и это, несомненно, будет сдерживать развитие компании. Вуз будет стремиться сохранить размер своей доли в малой компании и препятствовать привлечению сторонних инвестиций, особенно венчурных, в малую компанию. Есть предположение, что рост такой малой компании будет жестко привязан к получениям государственных грантов и использованию активов университета, преимущественно в так называемых “серых” схемах. Если же вуз ориентирован на постоянное повышение капитализации активов малой компании, увеличение рыночной стоимости своих акций (долей), то он будет способствовать привлечению инвестиций и быстрому росту продаж инновационного продукта. Авторам представляется, что это наиболее эффективный путь для всех малых компаний, создаваемых в инновационном поясе российских вузов. Однако, для того чтобы вузы совместно с созданными ими малыми компаниями пошли по пути повышения капитализации, необходимо преодолеть много исторически имеющихся в научно-образовательном сообществе тенденций, в том числе и на уровне сознания участников процесса.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.