English version

Архив номеров

Левченко Л.В., Прохоренко О.Д.

Название статьи:
К вопросу о взаимодействии образовательных учреждений и предприятий в условиях инновационной экономики

Аннотация:
В статье рассматриваются основные аспекты модернизации сферы образования в России с точки зрения более тесной интеграции с другими субъектами экономической деятельности, исследуются различные показатели оценки эффективности и конкурентоспособности высших учебных заведений. прослеживаются последние тенденции в сфере образования.

Ключевые слова:
образование, инновации, модернизация, конкуренция, конкурентоспособность, человеческий капитал, постиндустриализм, рынок труда.

Содержимое статьи:
В становлении постиндустриального общества принципиальным отличием развитых экономик, обеспечивающим мировое лидерство, является постоянный приток инноваций. Для успешной конкуренции с экономиками развитых стран Российской Федерации необходимо обеспечить создание и внедрение инноваций на постоянной основе, “поставить на поток”, осуществить комплексную модернизацию экономики. Впервые слово “модернизация” появилось в английской печати в 1770 г. и означало реконструкцию применительно к строительству. Современное значение, предполагающее трансформацию общественных институтов, это слово приобрело в 50-е гг. XX в. благодаря западным экономистам и социологам1. Таким образом, можно говорить о модернизации применительно к образовательной деятельности в двух смыслах: преобразовании и совершенствовании технологий и процессов и трансформации всей образовательной сферы в целом. Таким образом, инновационную деятельность и переход к инновационной экономике следует рассматривать не как комплекс разовых мероприятий, а как трансформацию всей экономической системы и непрерывный процесс. Так, только в сфере упакованных продуктов для потребителей (fast moving consumer goods) ежегодно в мире появляется 180 тысяч новых продуктов: по одному продукту каждые три минуты. Чтобы претендовать хотя бы на 5% мировой экономики, необходимо обеспечить запуск в России нескольких десятков тысяч новых продуктов, и так каждый год. Мировой тренд показывает, что с каждым годом выпуск новых продуктов возрастает; значит, и в России количество появляющихся новых продуктов должно ежегодно увеличиваться2. Высшим этапом развития инновационной экономики является экономика знаний. Ключевым фактором развития инновационной экономики выступает именно человеческий капитал. В условиях перехода от индустриального общества к экономике знаний на первый план выходят именно затраты на персонал. Если в промышленном производстве основную часть себестоимости товаров и услуг формирует сырьевой фактор, то в постиндустриальном обществе - оплата труда, и в первую очередь интеллектуальной составляющей. Например, в экономике США до 7% ВВП3, в странах ЕС до 5% ВВП формируется именно в сфере образовательных услуг. Если рассматривать динамику структуры экономик других развитых стран за последние 50 лет, то можно увидеть не только рост доли сектора услуг, но и, в частности, увеличение доли образования в структуре экономики. Таким образом, образовательная среда является не только фактором становления экономики постиндустриального общества, но и сама по себе играет все возрастающую роль в качестве самостоятельной отрасли, не менее значимой для экономики в целом, чем, например, тяжелая промышленность или финансовый сектор. Крупнейшие учебные заведения США, например, представляют собой сильные финансовые институты, с бюджетами, сопоставимыми и даже превосходящими бюджеты многих транснациональных корпораций. Поэтому в данной статье образовательные учреждения будут рассмотрены не только как социально значимые, но и как экономические субъекты, чьей целью является получение прибыли помимо общечеловеческой деятельности по развитию науки и национального богатства.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.