English version

Архив номеров

Будажанаева Д.Ц-Д.

Название статьи:
Статистический анализ рынка образовательных услуг в регионе

Аннотация:
В статье рассмотрены основные понятия рынка образовательных услуг, предложена методика определения потенциального спроса на образовательные услуги высших учебных заведений. Автором проведен статистический анализ рынка образовательных услуг Республики Бурятии.

Ключевые слова:
образовательная услуга, рынок образовательных услуг, выборочное обследование.

Содержимое статьи:
В настоящее время в российском обществе знания, информация, их доступность и качество приобретают все большее значение. Одним из основных источников получения знания является образование. Оно развивает знания и природные навыки и умения, способствует росту интеллектуального потенциала не только личности, но и общества и государства. В современной России образование является одним из важнейших факторов развития экономики регионов и повышения конкурентоспособности конкретных хозяйствующих субъектов. В последнее время в России наблюдается значительный рост спроса на высшее образование. Основная причина возникновения данной тенденции заключается в том, что уровень квалификации работника во многом определяет конкурентоспособность работника на рынке труда. Рынок образовательных услуг является производным по отношению к рынку труда. По мере увеличения спроса на специалистов на рынке труда возрастает спрос на образовательные услуги. Особенности функционирования и развития российского рынка образовательных услуг связаны, прежде всего, с характеристикой образовательных услуг как рыночного товара, продаваемого по определенной цене. Образовательные услуги обладают принципиальными отличиями от традиционных рыночных товаров: наблюдаются разница между товаром, который вполне осязаем, и услугой, которую нельзя потрогать, т.е. услуга нематериальна; неразделимость процессов получения и оказания услуги, т.е. услуга существует именно в тот момент, когда ее оказывают. Необходимый образовательный продукт индивид получает в течение весьма продолжительного времени и приобретается он частями в процессе обучения. Образовательная услуга - это комплекс мер по передаче знаний, информации, навыков посредством образовательных программ с целью удовлетворения потребностей человека, общества в повышении уровня образования для развития как личности, так и общества в целом. Рынок образовательных услуг представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями. Механизм формирования регионального рынка образовательных услуг представляется как механизм взаимодействия спроса и предложения на образовательные услуги конкретной территории1. Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Во многих регионах существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить высшее профессиональное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.