English version

Архив номеров

Никитин И.С.

Название статьи:
К вопросу об экологической безопасности в контексте стратегии устойчивого развития

Аннотация:
В статье освещены роль налоговой системы государства и перспективы ее совершенствования в рамках стратегии устойчивого развития. Установлено, что переход к устойчивому развитию требует постепенного восстановления экосистем, финансирования которого можно добиться разумными налоговыми методами.

Ключевые слова:
налоги, экологическая безопасность, экология, бюджет, устойчивое развитие.

Содержимое статьи:
Сегодня недостаточность природных благ у государства может явиться критическим фактором, сдерживающим дальнейший прогресс, или стать причиной краха социально-экономической системы. Российская Федерация обладает уникальными природными богатствами, ресурсоориентированной экономикой. Природные ресурсы должны служить источником финансирования перехода страны на стратегию устойчивого развития1, идеи которой за- креплены в Декларации по окружающей среде и развитию: для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития2. В данном принципе закреплена эколого-правовая суть концепции устойчивого развития. Данная идея отражена и в Указе Президента РФ “О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”: “Представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей”3. На заре капитализма налогообложение было нацелено на реализацию фискальной функции, являясь механизмом и источником формирования доходов бюджета. Оно не затрагивало процессы накопления капитала, налогом облагалась только расходная часть. Не приветствовалось вмешательство государства в экономику и введение различных льгот4. По мере развития капитализма, возрастала роль налогов как инструмента справедливого перерас- пределения средств. С течением времени все больше сторонников приобретала позиция А. Пигу, Дж. Кейнса, согласно которой государство должно влиять на экономическое развитие с помощью налогов. Экономический кризис 20-30-х гг. XX в. подтолкнул к использованию налогово-бюджетных инструментов. Следуя этой тенденции, современные налоговые системы нацелены на перераспределение доходов субъектов экономики. Однако с прогрессивным увеличением ставок прямых налогов растет степень расслоения общества и заметно снижаются стимулы к накоплению, производительному труду, скрываются доходы. Основная цель экологических платежей в налоговых системах развитых стран - стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. При этом акцент смещается с фискальной функции налогообложения к функции стимулирования воспроизводства, рационального использования природных ресурсов, обеспечения к ним равного доступа. Велика социальная роль налогообложения природопользования как механизма, обеспечивающего справедливое перераспределение доходов путем изъятия у природопользователей части прибыли в качестве компенсации обществу за пользование благами, изначально данными природой и, по сути, принадлежащими всем. Для перехода к устойчивому развитию необходима экологизация налоговой системы. В странах с эффективно действующим механизмом охраны окружающей среды экологические налоги играют важную роль. Богатый опыт накоплен скандинавскими странами, где экологические налоги введены в 1980-е гг. С середины 90-х интерес к экологическим налогам возрос в Великобритании, Франции, Италии, Германии. Толчком к согласованному введению странами ЕС экологических налогов стало принятие в 1994 г. Директивы ЕС по упаковочным отходам.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.