English version

Архив номеров

Кондратович И.В.

Название статьи:
Региональная элита и проблемы ее формирования

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы воспроизводства и рекрутирования российской региональной элиты, особенности взаимоотношения региональных политических элит с федеральным центром в современных условиях. Автором оценивается кадровый состав региональной элиты на примере Южного федерального округа, анализируются отличительные черты российской региональной элиты.

Ключевые слова:
элита, региональная элита, структура региональной элиты, взаимоотношение региональных элит с федеральным центром, региональная кадровая политика.

Содержимое статьи:
Элите принадлежат ведущие позиции в периоды разрушения старой и создания новой социальной реальности, поэтому проблема определения места и роли региональных элит обнаруживает высокую актуальность. Благодаря элите складываются и утверждаются духовно-ценност- ные основания нового институционального порядка, появляется новая власть, способная отвечать требованиям своего времени. Актуализация проблемы воспроизводства и рекрутирования российской региональной элиты связана с тенденцией сращивания функций власти с функциями собственности, с наличием своеобразной политической ренты, когда экономическая выгода происходит от вложения финансовых средств в поддержку региональных политических партий и общественных лидеров. Региональные элиты начали формироваться в бывшем СССР по мере освобождения местных политических и хозяйственных руководителей от повседневной опеки центра. Их зарождение относится к периоду правления Н. Хрущева и его попытки образовать совнархозы. Позже с развитием региональных индустриальных комплексов местные элиты окрепли и приобрели определенный политический вес. Однако в рамках однопартийного государства положение региональных лидеров было двойственным. В своем регионе первый секретарь республиканского или областного комитета партии обладал огромными властными полномочиями. Но при этом он был обязан выполнять принятые в центре решения и находился в личной зависимости от московского партийного руководства1. Региональные элиты позитивно встретили приход к власти М. Горбачева и начавшуюся перестройку. Руководители всех уровней осознавали необходимость перемен и положительно оценивали начавшиеся преобразования. Но различные сегменты региональной элиты в новой исторической ситуации преследовали неодинаковые цели. Элиты союзных республик сделали ставку на национальную независимость и со временем возглавили государства, образовавшиеся при распаде СССР. Лидерство в этом процессе принадлежало новому российскому руководству во главе с Б. Ельциным, которое первым перешло в оппозицию союзным властям. Пользуясь противоречиями между общесоюзной и российской властью, руководители автономий в составе РФ попытались повысить статус своих республик до статуса союзных. В борьбе за свои права автономные республики сделали ставку на союзное руководство во главе с М. Горбачевым, для которого правовое уравнивание союзных и автономных республик становилось важным козырем в борьбе с российскими властями В 1992 г., с началом проведения в России рыночных реформ, позиции регионов усилились. Идея реформирования исходила сверху, из Москвы, но тяжесть проведения реформ переносилась на региональный уровень. Рыночные реформы значительно расширили ресурсы власти местных элит. В новых условиях им не только удалось сохранить прежние бюрократические рычаги управления экономикой, но и приобрести новые полномочия. За региональными властями закреплялось право регулировать цены в своем регионе, устанавливать местные налоги на производителей, они контролировали приватизацию и распределение собственности, получали право продавать и сдавать в аренду недвижимость, создавали собственные коммерческие структуры - фирмы, биржи, банки. Начало рыночных реформ совпало с новым витком в борьбе региональных элит за повышение правового статуса своих территорий. Это движение возглавили руководители автономных республик. Однако, невзирая на возросшую напряженность во взаимоотношениях центр - регионы, во время трагических событий осенью 1993 г. регионы поддержали центр. Соглашение, достигнутое между президентом и региональными властями, позволило найти выход из политического кризиса. В декабре 1993 г. в России была принята Конституция, провозгласившая равенство всех субъектов Российской Федерации. Документ предусматривал разграничение полномочий и заключение договоров между центром и субъектами РФ. Это положение было внесено в российскую Конституцию под давлением региональных элит и, по сути, явилось платой за их политическую лояльность центру. Первоначально (1994-1995) договоры о разграничении полномочий были подписаны центральной властью лишь с “привилегированными” субъектами - национальными республиками, давно начавшими борьбу за свою самостоятельность. Несколько позже центр приступил к подписанию аналогичных договоров с “русскими” территориями. В январе 1996 г. был подписан договор со Свердловской областью, руководство которой в течение ряда лет последовательно вело борьбу за уравнивание прав с национальными республиками2. Региональные элиты зародились в недрах советского общества, но их превращение в самостоятельных политических актеров стало возможным лишь с крахом социализма. Сегодня формирование элит в регионах происходит по мере обретения субъектами РФ независимости и перераспределения властных полномочий между центром и периферией. Региональные лидеры становятся полновластными хозяевами в республиках и областях, о чем свидетельствует сложившаяся здесь модель властных отношений. Структура региональной элиты при В. Путине практически не изменилась. В ней доминировали такие группы, как региональная исполнительная власть, первые лица финансово-промышленных групп, представители “главного города” и т.д. Основные механизмы вхождения в элиту - избирательные процессы, сопричастность к перераспределению финансовых потоков, участие в законотворческом процессе, близость к первому лицу, а также регенерация влиятельными группами “собственных людей во власть”. Главным отличием формирования элитных групп при Путине стало вытеснение на периферию такого фактора, как контролируемые экономические ресурсы. В то же время для политиков самым значимым ресурсом вхождения в элиту является объем контролируемых властных ресурсов. Произошло “сужение” элит, связанное с уменьшением центров принятия решений на региональном уровне, ставшее следствием выстраивания президентом властной вертикали. В период президентского срока Путина наибольшие изменения произошли во взаимоотношении региональных политических элит с федеральным центром.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.