English version

Архив номеров

Скуфьина Т.П.

Название статьи:
О развитии Севера России

Аннотация:
В статье рассматриваются социально-экономические проблемы развития регионов Севера. Описывается развитие этих проблем в рамках инерционного сценария. Формируются выводы о целесообразности изменения политики по отношению к северным территориям России.

Ключевые слова:
северные регионы, инерционный сценарий, государственная политика, социально-экономическое развитие, проблемы Севера России.

Содержимое статьи:
В современных работах, посвященных исследованию тенденций социально-экономического развития Севера, отмечается обострение проблем северных территорий - нарастание межрегиональной асимметричности развития, усиление проблем моногородов, низкой диверсификации экономики, транспортной доступности, инфраструктурной обустроенности, качества жизни населения в сравнении с общероссийской ситуацией. Учитывая безальтернативность Севера для экономики и его геополитическое значение не только в кратко-, но и в долгосрочной перспективах развития РФ, можно отметить насущную необходимость более масштабного учета специфики Севера в практике управления. Для обоснования целесообразности изменения политики в отношении северных территорий рассмотрим инерционный сценарий развития Севера, предполагающий сохранение в будущем выявленных современных тенденций развития и регулирования субъектов Севера. Для определения вероятных перспектив государственного управления кратко рассмотрим сложившиеся особенности. Анализ территориальной политики и практики управления свидетельствует о явственно наметившихся тенденциях отказа от признания зоны Севера особым объектом государственного управления1, существенного сокращения реализации принципов компенсационности и протекционизма2. Вместе с тем ряд изменений федерального законодательства в 2009 г., в частности, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, законодательные инициативы по разработке Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г. и др., позволяют констатировать усиление внимания к вопросам законодательного регулирования развития северных территорий, особенно арктической составляющей. Рассмотрение практического воплощения названных достаточно противоречивых особенностей регулирования позволяет определить, что в рамках инерционного сценария наиболее вероятен акцент на целях развития, соответственно, проектов освоения, геополитических и стратегических. Маловероятно формирование комплексной стратегии социально-экономического развития Севера, подтвержденной достаточным уровнем исполнительской дисциплины. Об этом свидетельствует, в частности, рассмотрение проекта Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 г. Среди видимых недостатков концептуального характера относительно формирования факторов устойчивого социально-экономического развития следует отметить: во-первых, в стратегии неоднократно подчеркивается ориентация практически исключительно на эксплуатацию природных ресурсов Арктики с одновременным “сокращением сфер деятельности непрофильных отраслей и производств”; во-вторых, чрезвычайно мало внимания уделяется человеческому фактору, социальной инфраструктуре, необходимости сохранения и развития человеческого капитала. Материалы Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в докладе Совета Федерации 2009 г. “О состоянии законодательства в Российской Федерации” “Законодательное обеспечение развития арктических и северных территорий РФ” также подтверждают недостаточное подкрепление тезиса о необходимости устойчивого развития регионов Севера и Арктики соответствующим законодательством федерального и регионального уровней3.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.