English version

Архив номеров

Галкина Л.О.

Название статьи:
Ассортиментная стратегия машиностроительных предприятий

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы машиностроительных предприятий и направления формирования ассортиментной стратегии с применением диверсификации.

Ключевые слова:
ассортиментная стратегия, диверсификация, специализация, рынок.

Содержимое статьи:
Главная цель формирования ассортимента - наиболее полно удовлетворить покупательский спрос, являющийся важнейшим элементом рыночного механизма. В спросе концентрируются общественные отношения по проблемам производства, товародвижения, реализации продуктов общественного труда. Спрос определяет емкость рынка - ту часть товарного предложения, которая должна быть реализована в обмен на платежные средства субъектов рынка. По мнению автора, ассортиментная стратегия машиностроительных предприятий должна строиться по следующим направлениям (см. таблицу). Узкая товарная специализация, как правило, определяется работой предприятия на некотором узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда объективных причин. Иногда узкая специализация может восприниматься в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения комплексной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого товара, а также особенностей производственного процесса на предприятии. В некоторых случаях политика узкой товарной специализации оказывается оптимальной для эффективной деятельности небольшого предприятия или же когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру конъюнктуры рынка. Товарная дифференциация, или индивидуализация, связана с выделением предприятием собственных изделий в качестве особых, отличных от изделий конкурентов, обеспечивая по ним отдельные ниши рынка. Факторы дифференциации, отличия изделий предприятия от изделий конкурирующих предприятий могут быть самые различные: специфические потребительские свойства, более высокое качество, технологические и научно-технические преимущества, преимущества организации производства, использование более качественных материалов и комплектующих, степень надежности и уровень ремонтопригодности для специализированных изделий и т.д. Также дифференциация предполагает разнообразие и широкую гамму позиций изделий, выпускаемых одним предприятием.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.