English version

Архив номеров

Ярыгин А.В.

Название статьи:
Телекоммуникации как интеграционный процесс повышения ценности удовлетворения информационной потребности

Аннотация:
Автором предложен алгоритм повышения ценности информационных услуг посредством их интеграции в единую информационную инфраструктуру в условиях телекоммуникационной среды.

Ключевые слова:
информационные услуги, телекоммуникационная среда, единая инфраструктура.

Содержимое статьи:
В последнее десятилетие все более отчетливой становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, обнаруживаются новые факторы экономического развития на каждом из уровней хозяйствования. Основной причиной подобных изменений послужило начало и развитие “информационной революции”, ведущей к становлению новой экономико-социальной системы. Происходит замещение машинной техники, как главного производственного ресурса индустриальной эпохи, информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создании новых информационных продуктов и услуг. Однако информационные потребности индивида и общества в целом зачастую не могут быть удовлетворены в полном объеме по ряду причин. Ограничение доступа к информационным ресурсам, низкое качество последних, а также отсутствие сформированной потребности в информационных продуктах и услугах у населения резко снижает совокупную ценность данного вида благ и способно привести к серьезной социальной проблеме - информационному неравенству. Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и др. Отсюда и многообразие различных определений термина “информация”. Так, например, с точки зрения исследования участия информации в человеческой деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее обоснованным представляется следующее определение информации: информация - это средство снижения неопределенности и риска, способствующее реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации (в том числе экономической) и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях. Однако понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация - это фундаментальная философская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концепции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком част- ными, односторонними, не охватывающими всего объема этого понятия. В разных странах данная проблема решалась различными способами. В нашей стране для конкретизации понятия информации было законодательно закреплено ее определение, которого мы в дальнейшем и будем придерживаться: “Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления”1. Формы существования информации в экономической теории разнообразны: она материализуется в различных предметах, в том числе в средствах труда; существует в неовеществленной форме, в том числе в виде информационных ресурсов, продуктов и услуг. Понятия информации, информационного ресурса и информационного продукта следует отделять друг от друга2. Информация, несомненно, представляет собой разновидность экономических благ, она удовлетворяет потребности индивидов, а также используется в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Переход информации в класс экономических категорий отражает объективную необходимость использования информационных ресурсов на всех уровнях хозяйствования. Следовательно, информационные ресурсы обладают всеми свойствами экономических ресурсов: · объективной необходимостью для достижения цели; · ограниченностью; · стоимостью; · взаимодополняемостью; · взаимозаменямостью. Кроме того, информационный ресурс имеет специфические, присущие ему одному свойства: · невозможность существования без материального носителя; · нерасходуемость; · уникальность. Данные качества обусловливают определение информационного ресурса - это массивы документов и документированной информации. Точной трактовки требуют и другие понятия. Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей путем преобразования информационного ресурса и представленная в форме товара. Информационная услуга - услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов. Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной, социальной, бытовой, творческой или иной деятельности, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Таким образом, информационная потребность есть потребность в получении информационного продукта и информационных услуг.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.