English version

Архив номеров

Круглик С.И.

Название статьи:
Комплексный подход к разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере в России

Аннотация:
Концептуальные подходы к управлению жилищной сферой городов России на современном этапе должны опираться на предложенные меры по cовершенствованию системы нормативных документов жилищной сферы в области реконструкции, ремонта и содержания жилищного фонда.

Ключевые слова:
жилищная сфера, государственная политика, обслуживание жилья.

Содержимое статьи:
Во всем мире рынок собственно жилищных услуг - работ и услуг по обслуживанию жилья - существует в тесной связи с иными рынками, такими как: рынок найма (аренды) жилья, рынок строительства жилья, вторичные рынки жилья (розничный и оптовый), ипотечный рынок. Наша же государственная политика как раз и должна исходить из учета взаимных связей этих рынков, иначе возможны нежелательные экономические и социальные последствия от принятия, казалось бы, целесообразных мер. Государственная политика нашей страны в жилищной сфере (ЖС) уделяет сегодня много внимания развитию строительства жилья и ипотеки. Так, жилищные кредиты рассматриваются как основной способ обеспечения граждан собственным благоустроенным жильем. Но многим россиянам ипотека пока “не по карману”, поэтому ипотеку целесообразно дополнить мерами по развитию рынков аренды (найма) жилья. В экономически развитых странах большая часть населения живет не в приобретенных в собственность, а в наемных квартирах и домах. Высокий уровень развития рынка аренды жилья, бизнеса доходных домов (если пользоваться отечественной терминологией, бытовавшей в капиталистической России до 1917 г.) способен решить ряд проблем: · практически полное обеспечение населения жильем; · высокая мобильность рабочей силы по обширной территории страны, из-за недостатка которой страдает экономика; · приведение в относительное соответствие реальных доходов семьи и стоимости обслуживания занимаемого ею жилья. Для значительной и наиболее мобильной части населения страны важна не собственность на жилье, а его доступность, т.е. достаточный уровень предложения и умеренные цены на рынке аренды. Решению этой задачи поможет развитие конкуренции на рынке аренды, в частности через создание щадящих условий для среднего бизнеса по содержанию жилых домов под аренду, через льготы арендодателям жилья (по сравнению с теми, кто не сдает жилье), через вывод рынка аренды из тени. Целесообразно ввести в законодательство и в практику так называемый промежуточный институт коммерческой аренды муниципального жилья с правом последующего выкупа, что создаст условия для кооперации частного сектора и муниципальных властей. И наконец, главный экономический принцип - государство и муниципальные власти не должны ухудшать и тормозить работу рыночных механизмов в ЖС мелочным вмешательством и забюрокрачиванием. Они все равно не в состоянии контролировать каждого, но зато такое вмешательство, как известно, усиливает коррупцию. Власть в состоянии и обязана оказывать помощь населению и частному сектору в сфере стратегического планирования, в организации долгосрочной финансовой устойчивости жилищной сферы и в социальном сопровождении реформы. Автором предлагается новая стратегия управления ЖС города. Фактически она сформулирована путем анализа выявленных закономерностей и принципов управления ЖС на примере Москвы и Санкт-Петербурга. Обработка данных выполнялась методами SWOT-анализа и “прогона” эмпирической информации через имитационную модель. По степени укрупнения проектов в ЖС городов России предлагается различать несколько уровней представления планов реализации проекта и, таким образом, несколько уровней планирования.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.