English version

Архив номеров

Манвелян М.О., Кушнир Д.Д.

Название статьи:
Кластерные технологии в российской конкурентной политике

Аннотация:
Статья посвящена практике развития конкурентоспособных кластеров как самостоятельных крупных народнохозяйственных систем в рамках реализации государственной конкурентной политики, направленной на рост национальной конкурентоспособности. Рассмотрены вопросы определения кластера, представлен сравнительный анализ кластеров и ТПК, дана оценка состояния кластерного анализа. Предлагаемый подход апробирован на примере винодельческого кластера Краснодарского края, внесены конкретные предложения по совершенствованию конкурентной политики региона.

Ключевые слова:
конкурентная политика, кластер, кластерный анализ, признаки кластера, методы кластерного анализа, винодельческий кластер.

Содержимое статьи:
Одной из стратегической целей современной конкурентной политики в России является формирование конкурентоспособных промышленных кластеров, активных на внутреннем и внешнем рынках и способных развиваться в виде самодостаточных народнохозяйственных систем, обеспечивающих конкурентоспособность входящих в них предприятий. Кластерный анализ - современный метод исследования процессов и закономерностей конкуренции. Его основоположник М. Портер считал, что “кластер или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга”1. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран. Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев объединяют компании готового продукта или сервисные компании; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. Кластеры часто включают в себя также фирмы, работающие в низовых отраслях (т.е. с каналами сбыта или потребителями); производителей побочных продуктов; специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время); агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные агентства, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И наконец, во многие кластеры входят торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера. Определение составных частей кластера лучше начать с рассмотрения крупной фирмы или концентрации крупных фирм, а затем выявить наличие цепочки связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты или услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства или технологий или связаны между собой через поставки. Следующий шаг состоит в выделении организаций, обеспечивающих специальные навыки, технологию, информацию, капитал или инфраструктуру, а также любых групповых образований, в которые входят участники кластера. Завершающий шаг “ это поиск правительственных и других законодательных структур, оказывающих существенное влияние на членов кластера2.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.