English version

Архив номеров

Ярошенко Е.В.

Название статьи:
Прогнозирование потребности экономики России в рабочей силе с разным уровнем образования

Аннотация:
В статье рассматриваются современное состояние российского рынка образовательных услуг и его взаимодействие с рынком труда. Автор исследует проблемы прогнозирования оптимальной потребности экономики России в рабочей силе разного уровня образования с использованием аппарата производственных функций. Особое внимание уделяется влиянию научно-технического прогресса, выраженного через человеческий капитал работников.

Ключевые слова:
образование, человеческий капитал, производственная функция, научно-технический прогресс.

Содержимое статьи:
Глобальные процессы перестройки экономики, происходящие в России в последние 20 лет, внесли свои коррективы в структурные изменения рынка образовательных услуг. Структура подготовки выпускников в высших учебных заведениях стала все меньше соответствовать структуре потребностей рынка труда, что приводит к неэффективному использованию трудового потенциала. Образование - это особая сфера человеческой жизнедеятельности. В процессе образования человек получает знания, умения, навыки, которые будет использовать в любой сфере деятельности в течение всей своей жизни. Эти знания составляют основу человеческого капитала. Новые экономические условия хозяйствования, переустройство государственной системы управления, повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий, информатизация общества изменяют профессионально-квалификационную структуру рабочей силы, приводят к появлению новых требований к квалификации работников. Образование постепенно становится главенствующим, определяющим фактором развития личности, а уровень образования в стране определяет уровень развития всего общества1. Россия открывает границы и постепенно становится частью мирового сообщества. Интеграция с Европой и миром становится для России одним из важнейших политических приоритетов. 19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и закрепила за собой статус полно- правного члена европейского образовательного сообщества. На сегодняшний день вхождение России в единое Европейское образовательное пространство отвечает внутренней потребности российского рынка образовательных услуг. В сегодняшнем мире Россия не может быть сама по себе, в отрыве от усиливающихся процессов глобализации, от мировых тенденций в области общего и профессионального образования. О неоспоримом влиянии уровня образования населения на рост и подъем экономики России заговорили на самом высоком уровне: образование названо важнейшим направлением и национальным приоритетом. В разработанной Мин- экономразвития “Концепции социально-экономического развития России до 2020 года” декларируется переход экономики от инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Основой будущего качественного экономического роста должны стать государственные меры по созданию условий для повышения инновационной активности предприятий и государства в целом за счет инвестиций в НИОКР, в образование и в повышение квалификации рабочей силы. Основными направлениями для появления и закрепления долговременных тенденций качественного совершенствования экономики России названы: возвращение России в число мировых технологических лидеров за счет инновационности и становления нового, современного технологического уклада; повышение производительности труда в 4 раза в основных отраслях экономики; увеличение в населении России доли среднего класса; улучшение демографических показателей. В экономике страны, где активно используются новые технологии и человеческий капитал, отдача от инвестиций будет большей, а процесс инвестирования будет происходить быстрее. В условиях инновационной экономики в целях создания и реализации новых высокотехнологичных товаров, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, уровень профессионализма персонала предприятия должен быть достаточным для постоянного повышения технологической сложности работ. Формирование трудового потенциала для экономики России неразрывно связано с рынком образовательных услуг. Государство, являющееся одновременно и заказчиком, и потребителем образовательных услуг, заинтересовано в полноценном регулировании приема, подготовки и выпуска специалистов учреждениями профессионального образования. Количественные потребности экономики региона в кадрах в силу своей необходимости все чаще становятся предметом исследования. Проблемы становления современного российского рынка образовательных услуг оказались значительны. Новые экономические условия привели к появлению многообразных форм профессионального образования. Среди учреждений профессионального образования стали доминировать учреждения высшего профессионального образования: ни одна непроизводственная отрасль экономики России не развивалась такими темпами, как сфера высшего профессионального образования2. Учреждения среднего и начального профессионального образования, готовящие специалистов для реального сектора экономики, потеряли свою привлекательность для молодежи, количество обучающихся в них значительно снизилось. Структура подготовки специалистов всех уровней профессионального образования за по- следние 20 лет изменилась в сторону увеличения студентов гуманитарных и экономических специальностей и уменьшения студентов, обучающихся инженерным специальностям3. Сложившаяся годами и существующая до сих пор неравномерность распределения вузов и обучающегося контингента по территории страны приводит к переизбытку и невостребованности выпускников учреждений профессионального образования в одних регионах страны и недостатку их в других регионах. Недостаточное финансирование государственных учреждений профессионального образования привело к необходимости восполнения нехватки средств за счет расширения контингента обучающихся на коммерческой основе, за счет ввода новых форм и программ обучения, основанных на коммерческой основе. Улучшение финансового положения вузов за счет расширения контингента обучающихся на коммерческой основе, привело к ориентации вузов на сегодняшний, конъюнктурный спрос абитуриентов. Непрекращающийся и с каждым годом все увеличивающийся рост численности студентов вузов привел к тому, что значительное количество выпускников не трудоустраивается по полученной профессии. Желание наиболее эффективно использовать рабочую силу в целях достижения экономического роста привело к необходимости прогнозирования потребности экономики России в рабочей силе разного уровня образования для обоснования государственной политики как в области профессионального образования, так и в области занятости. Значения численностей групп занятого населения по виду экономической деятельности (ВЭД) находим из производственной функции, которая связывает величину выпуска с величинами затрат факторов производства, участвующих в получении этого выпуска. Уравнения функции занятости по ВЭД представляют собой зависимости численности занятых от нескольких показателей. При заданном уровне технологий производства объемы трудовых ресурсов отрасли зависят, прежде всего, от объемов совокупного выпуска продукции и от объема производственных фондов (капитала) отрасли. Простейшая функция связывает только эти показатели. При изменении технического и технологического уровня производства они также зависят от качественных факторов - уровня использования достижений научно-технического прогресса и уровня образования и квалификации рабочей силы. В экономиках развитых стран доля именно этих факторов в экономическом росте составляет более 40-50% , что выводит эти факторы в разряд основообразующих и стимулирующих прирост ВВП4. Использование этих факторов в производстве оказывает положительное, качественное воздействие на традиционные макроэкономические показатели - увеличивается отдача от капитала, повышается производительность труда персонала, реализация цели достигается при меньших затратах, растет благосостояние страны и граждан страны.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.