English version

Архив номеров

Сахчинская Н.С.

Название статьи:
Аналитический аспект учетной политики: понятие, сущность и правила формирования

Аннотация:
В статье дано обоснование значимости аналитического аспекта учетной политики, раскрыто его место в анализе финансового состояния предприятия. Обоснована его роль в развитии сектора учетной политики и отдела внутреннего аудита экономического субъекта.

Ключевые слова:
учет, учетная политика, аналитический аспект, сектор раскрытия учетной политики, анализ финансового состояния предприятия.

Содержимое статьи:
Выбор учетной политики осуществляется на основе информационного обеспечения, центральным звеном которого выступает аналитический аспект учетной политики. Информационное обеспечение процесса выбора учетной политики включает в себя данные бухгалтерского, налогового учета, статистического учета, разнообразную маркетинговую информацию. Основу информационного обеспечения формирования учетной политики составляют, прежде всего, бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с принятием управленческих решений, ибо, чтобы управлять, надо при прочих равных условиях владеть необходимой информацией. При этом исследуемая информация подлежит преобразованию путем ее аналитической обработки. В широком смысле под аналитическим аспектом учетной политики понимается совокупность информационных ресурсов и способов их обработки. Для информации, используемой при выборе учетной политики, важнейшим является параметр релевантности, т.е. ее соответствие требованиям решения поставленной задачи. Ценность финансовой информации можно определить по двум основным направлениям; · семантическому - качественная оценка степени достоверности информации, ее смысловая оценка; · прагматическому - своевременность, полнота, частота использования информации, величина затрат на информационное обеспечение хозяйственной деятельности. Немаловажное значение имеет разработка методики составления прогнозной финансовой отчетности предприятия. Указанная отчетность может быть выполнена в укрупненной или более конкретизированной форме. Ряд финансовых показателей, в том числе показатель прибыли, допускает построение математической модели, что значительно упрощает процесс прогнозирования. Для обоснования выбора учетной политики целесообразно использовать не только учетные, но и внеучетные данные. Термин “внеучетные данные” означает, что эти сведения получают, накапливают и обрабатывают вне рамок информационной системы бухгалтерского учета. К ним могут быть отнесены информационные данные, получаемые службами маркетинга и логистики, а также сведения, взятые из средств массовой информации, Интернета. Многочисленные внеучетные сведения являются тем необходимым аналитическим материалом, который позволяет с определенной степенью достоверности оценить рыночную конъюнктуру и внешнюю среду предприятия. На основе маркетингового информационного обеспечения реализуются такие функции финансового маркетинга, как анализ рыночной конъюнктуры и динамики ценообразования, анализ тенденций изменения емкости различных сегментов рынка, анализ эффективности и направлений развития систем сбыта, анализ прибыльности различных видов продукции и направлений их совершенствования, анализ конкурентоспособности продукции и предприятия. Оценка и интерпретация данных учета и отчетности, а также дополнительных информационных данных служат основой информационного обеспечения процесса выбора оптимальной для каждого конкретного предприятия учетной политики.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.