English version

Архив номеров

Вагапов С.Ю.

Название статьи:
Аналитический инструментарий управления конкурентоспособностью строительной организации

Аннотация:
Управление конкурентоспособностью представляет собой комплексный процесс, реализуемый через управленческие функции, такие как организация, планирование, мотивация, учет, анализ, контроль, координация. Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного метода измерения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, метод оценки, показатель, конкуренция, финансовое состояние.

Содержимое статьи:
В условиях роста конкуренции требования к строительству меняются, возникает необходимость совершенствовать свою продукцию, делать ее более комфортной, ориентированной на за- просы отдельных групп потребителей. Учитывая требования конкурентоспособности, в мировой практике многие компании реорганизуют свой управленческий персонал в самоуправляемые команды с минимальным вмешательством со стороны руководства, что позволяет более эффективно управлять компанией1. В инвестиционно-строительной сфере как зарубежная, так и отечественная практика предполагает формирование рейтинговых списков независимыми рейтинговыми агентствами, знакомство с которыми позволяет потенциальным заказчикам, кредиторам, инвесторам понять, какие конкурентные позиции занимает конкретная строительная организация. Критерии для формирования рейтинговых списков также являются для строительной организации ориентиром для управления своей конкурентоспособностью. Конкурентоспособность строительной организации определяют как совокупность свойств и характеристик бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынке строительной продукции при любых изменениях внешней и внутренней среды2. Управление конкурентоспособностью представляет собой комплексный процесс, реализуемый через управленческие функции, такие как организация, планирование, мотивация, учет, анализ, контроль, координация. Непрерывная реализация этих функций при правильном целеполагании позволяет эффективно управлять конкурентоспособностью. Методы оценки конкурентоспособности систематизируются в экономической литературе3 следующим образом (см. рисунок). Ряд авторов предлагают конкурентоспособность оценивать коэффициентом конкуренто- способности, определяемым количеством и объемом выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев4. По нашему мнению, такой подход дает ограниченное представление о проблеме, не обеспечивает диагностику проблем организации в направлении усилия конкурентных позиций. Сторонники интегрального показателя конкуренто- способности предлагают формировать его на основе группы экономических, технических, ресурсных и других показателей5. Недостатком данного подхода является отсутствие какого-либо учета требований потребительского рынка: доступность цены; потребительские свойства строительной продукции; гибкие схемы финансирования. При этом следует учитывать и экономические интересы самой строительной организации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.