English version

Архив номеров

Ладыга А.И., Овчаренко Н.А., Кушнир Д.Д.

Название статьи:
Государственная система управления ростом конкурентоспособности промышленности

Аннотация:
Статья посвящена проблемам государственного вмешательства в обеспечение устойчивости роста национальной конкурентоспособности. Предлагаются направления государственной активности в промышленности страны по обеспечению роста конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, устойчивость роста, конкурентоспособность продукции, государственное вмешательство.

Содержимое статьи:
Управление промышленностью (с входящими в нее отраслями) сегодня реально отсутствует. Это значит, что в экономике нет государственных структур, которым под силу ставить перед промышленностью страны цели, организовывать, контролировать промышленные предприятия, а также мотивировать их на достижение этих целей. Отсутствие управления лишает промышленность страны возможностей сбалансированного устойчивого роста, в первую очередь в области конкурентоспособности продукции. В результате конкурентоспособна востребованная рынком продукция российской добывающей промышленности, а перерабатывающая промышленность “отгородилась” от конкурентов методами административного регулирования (пошлинами, квотами и др.). Однако в условиях выбора, подкрепленных платежеспособным спросом, потребители в трети случаев выбирают импорт. В Советском Союзе существовала простая и логичная система управления “министерство -предприятие”. Недостаток этой системы заключался в том, что задание отрасли промышленности и предприятиям, ее составляющим, определялось не рынком, а в плановом порядке (по сути, экспертным путем). При этом неизбежно возникали перекосы, выражавшиеся в перепроизводстве одних видов продукции и дефиците других. Естественного регулирующего и “фильтрующего” механизма, которым в рыночной экономике является конкуренция, в подавляющем большинстве отраслей не было. Следствием этого стало замедление темпов экономического развития в промышленности, “застой” и распад. Однако указанное вовсе не означает отсутствия необходимости управления в промышленности страны. Сегодня ситуация стала полярной. Существующая система налогообложения ориентирована не на возможности промышленности, а на безграничные нужды государства, поэтому для промышленных предприятий она реализует не стимулирующую, а “удушающую” функцию. Результат - глубокий спад производства, растущее отставание от мировых лидеров, деформированная структура промышленности, не позволяющая ей расти. Следует четко понимать, что конкуренто- способность продукции является следствием тех “ранних факторов”, которые в отечественной промышленности практически все негативные. Источники конкурентных преимуществ продукции промышленности - это цена и дифференциация, издержки и качество. Для достижения международного уровня конкурентоспособности и доминирования на внутреннем рынке отечественным производителям нужен не протекционизм (как недобросовестная конкуренция на государственном уровне), а условия для роста количества и качества выпускаемой продукции.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.